Найти тему
ПроАвтобизнес

Как венгерский "Икарус" стал родоначальником класса самых популярных российских автобусов

Совсем недавно в Венгрии воссоздан уникальный автобус «Икарус» 1968 года выпуска. В чем уникальность? Да в том, что это единственный 2-этажный автобус, выпущенный в социалистической Венгрии. Еще пять лет назад на популярном ресурсе drive2 появился материал об этом транспортном средстве, где с сожалением констатировалось о его утрате. Но прошло некоторое время и венгерские умельцы дали ему вторую жизнь.

Сегодня на улицах Москвы, Питера или Казани никого не удивляют двухэтажные экскурсионные автобусы. Но для социалистических стран таких транспортных средств не существовало в принципе (если не считать первые послевоенные модели из ГДР, которые долго не продержались). Но объективная реальность заставила сконструировать такой тип пассажирского транспорта. Из Советского Союза в Венгрию возрастал поток туристов. На эту тему был даже снят фильм "Отпуск за свой счет". Но в тоже самое время аналогичный поток туристов направлялся в Венгрию из Австрии и других стран Западной Европы, поскольку страна расположена на перекрестке европейских путей – в центре континента, а Будапешт всегда был туристической «жемчужиной». Вот тогда и возникла идея построить 2-этажный туристический «Икарус».

Но был и сдерживающий момент. Уже тогда в Будапеште работал троллейбусный транспорт с низковисящей контактной сетью, поэтому конструкторы выбрали высоту автобуса не выше 4,24 м.

-2

Чтобы туристы не испытывали дискомфорт применили хитрую схему. На первом этаже в салоне оставлен центральный проход высотой 190 см: то есть нормальный турист мог без проблем по нему следовать до своего места. А вот над сиденьями высота потолка составляла всего 153 см. Но для сидящих это не критично, и не создавало каких-то неудобств.

Расположение пассажирских кресел на втором этаже
Расположение пассажирских кресел на втором этаже

Но самое интересное – это второй этаж. Здесь размещение сидений было сделано по пилообразной схеме. А подход к ним обеспечивался по борту с двух сторон. Доступ на второй этаж вел по лестнице в хвосте салона. Вот такой интересный туристический автобус был создан венгерскими конструкторами. Но проработал в Будапеште он не долго, и был сослан в провинцию, в город Печ.

Венгерский Икарус-556 был первым трехдверным городским автобусом в стране
Венгерский Икарус-556 был первым трехдверным городским автобусом в стране

Сегодня вряд ли кто вспомнит, на основе какой массовой модели был создан венгерский «даблдекер». Знатоки в его чертах сразу узнают городской автобус большого класса «Икарус-556». Это не самая массовая модель, которая поставлялась в СССР, гораздо больше было поставлено сочлененных «Икарус-180», которые знали в Советском Союзе как «гармошки».

"Гармошка" модель Икарус-180
"Гармошка" модель Икарус-180

Всего в Венгрии было выпущено более 5600 таких «пятьсот пятьдесят шестых». Но тут надо отметить очень важный момент. Именно «Икарус-556» стал предтечей, стал предшественником современных 12-метровых городских автобусов, совершив маленькую революцию, в том числе и в отечественном автобусостроении. Поясним.

В его салоне впервые появилось три входных двери: в середине салона, в переднем и заднем свесе. Вдобавок, третья дверь вела к задней накопительной площадке с пониженным уровнем пола. И что немаловажно, двери были широкими, что существенно ускоряло пассажирообмен.

-6

Вспомните, ведь в 60-ые годы прошлого века городские автобусы советского производства будь то ЗИЛ (ЛИАЗ)-158, либо ЛАЗ-695 имели узкие четырехстворчатые двери, которые сильно тормозили посадку-высадку пассажиров. То есть «Икарус-556» ввел в городской транспорт новый стандарт широких дверей.

Напомним, в те далекие 60-ые годы советский режиссер Леонид Гайдай подметил эту проблему на городских автобусах и сделал узкие двери участником своей кинокомедии, когда незадачливый студент Шурик, будучи воспитанным человеком, по-джентльменски пропускал уязвимые категории населения: детей, мамочек и т.д., но сам, неприменно, оставался под проливным дождем, не успев заскочить через узкие двери автобуса.

Икарус-556 на маршруте в Ленинграде
Икарус-556 на маршруте в Ленинграде

Правда, если рассмотреть внимательно, то формула дверей на «Икарус-556» была по формуле 2-3-4 (двух-трех-четырехстворчатые). Но все же это был гигантский шаг вперед. Через несколько лет появится 200-серия автобусов Икарус и там уже будет применен подход, который до сих пор имеем на современных городских 12-метровых автобусах.

Еще несколько слов о городской модели «Икарус-556». Эта модель выпускалась в Венгрии в период 1962-1973 гг. Их особенностью было то, что двигатель был расположен под полом салона, такой же вариант был и на более поздней 200-серии городских автобусов (модель соло Икарус- 260 и сочлененная модель Икарус-280).

На заводе в Матиашфельде (Будапешт)
На заводе в Матиашфельде (Будапешт)

Дизельный 6-цилиндровый двигатель был лицензионный, но выпускавшийся на венгерском Дьерском машиностроительном заводе – Raba-MAN D2156NM, развивавший мощность 180 л.с.

Габариты автобуса: длина — 10 855 мм, ширина — 2 500 мм, высота 2 950 мм. Вместимость 105 пассажиров, мест для сидения – 21.

«Икарус-556» стал первым в СССР автобусом большой вместительности с тремя ширмовыми дверями, накопительными площадками и дизельным двигателем, расположенным под полом.

В то время в СССР был спроектирован и развернут массовый выпуск городского автобуса ЛИАЗ-677. Он унаследовал много от своего предшественника ЗИЛ (ЛИАЗ)-158. Но в нем уже по примеру венгерской модели появились и накопительная площадка, и 4-створчатые ширмовые двери и широкий проход в салоне.

Это только в начале 80-ых, когда в СССР появятся современные по тому времени дизельные двигатели КАМАЗ-740 будет спроектирован 3-дверный автобус ЛИАЗ-5256 чем-то напоминающий 556-ую модель. Но в те далекие 60-ые годы, это был идеальный городское автобус предвестник будущего.

источник

Уважаемые читатели, что вы думаете об автобусах Икарус, какую роль они сыграли в пассажирских перевозках страны? Пишите в комментариях

Наш канал Проавтобизнес ВКонтакте

Канал в Телеграмме: https://t.me/proautobiz

Наш канал Проавтобизнес ВКонтакте

Канал в Телеграмме: https://t.me/proautobiz