Найти в Дзене
Глаза б смотрели!

«Сибирский цирюльник». «Русский – это многое объясняет»

Ради съёмок «Сибирского цирюльника» пришлось «погасить» кремлёвские звёзды. Ранее такое случалось всего единожды – в начале Великой Отечественной

Кадр из фильма "Сибирский цирюльник", 1998г.
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник", 1998г.

Приступая к съёмкам в 1997 году режиссёр Никита Михалков сказал: «Наше прошлое отдали ностальгии. Я считаю, что это на руку тем, кто не хочет добра России. Я хочу снимать фильм не о том, что было, а о том, как должно быть».

Поэтому Михалков сразу обозначил смелый слоган фильма «Русский – это многое объясняет». После подобного фортеля рассчитывать на успех в европейском прокате было наивно, а на заокеанский кинорынок «Цирюльника» и вовсе не пустили. Что же за историю оживил Михалков?

«Были времена…»

Начнём с названия: «сибирский цирюльник» - это огромная железяка, лесоуборочный комбайн, придуманный чокнутым инженером Дугласом МакКрэкеном. Однако денег на задумку у учёного нет, вот он и едет в Россию в надежде найти финансирование. Чтобы миссия прошла успешно, его сопровождает «как бы жена» Джейн Кэлэген: у неё красота, напор и кое-какие связи среди русской аристократии…

Чуть не забыли: действие происходит в ту благословенную для России пору, когда страну не терзали распри, войны и революции – эпоху Александра III.

Итак, наши авантюристы должны «влюбить» кого-то влиятельного в Джейн, получить от простофили деньги на железяку и преспокойно удалиться из страны. Но Джейн, прожжённая авантюристка, вдруг влюбляется в случайного знакомца – юнкера Андрея Толстого. И тот отвечает взаимностью – он молод, лиричен, а она американка и горячая штучка!

Тем не менее Джейн лихо кружит голову и генералу Радлову – матёрому офицеру, который предлагает ей руку и сердце. Но позвольте, а как же императорский юнкер Андрей Толстой?

Развязка наступает в театре. Андрей набросится на соперника, тучного Радлова, с кулаками. Но по случайности в ложе окажутся царевич Михаил и великий князь Алексей Александрович, в покушении на которых обвинят Толстого. Бывшего юнкера, дворянина в кандалах отправляют в Сибирь...

Чертовка Джейн и увалень-генерал. Впрочем, потом он закрутит гайки вертихвостке
Чертовка Джейн и увалень-генерал. Впрочем, потом он закрутит гайки вертихвостке

«Где только наша не пропадала!»

Если за дело берётся режиссёр Никита Михалков, сразу понятно, что будет дорого и масштабно. На тот момент «Цирюльник» стал самым дорогим фильмом новой России, до него этот титул принадлежал «Войне и миру», снятым Сергеем Бондарчуком ещё в Советском Союзе. «Цирюльник» потянул на 40 млн $, дороже него обошлась лишь михалковская же «Цитадель».

Прикинем, за что пришлось раскошелиться. Съёмки фильма производились на нескольких площадках. Сибирские сцены снимали в Хакасии, Красноярске и Нижнем Новгороде. Часть фильма снимали в окрестностях города Горбатова и Костромы. Павильонные съёмки (декорации училища, квартиры и т.д.) осуществлялись в Чехии, поскольку стоимость аренды оказалась там ниже, чем в России. «Американские» эпизоды снимали в Португалии, а Москву - на самом деле в Москве, в том числе на Соборной площади Кремля.

Сам аппарат «Сибирский цирюльник» построили специально для картины на одном из секретных военных заводов. Машину пытались похитить со съёмок, однако воры не справились с управлением и завели технику в овраг, откуда спаслись позорным бегством. Вся использованная в фильме посуда была сделана по специальному заказу чешскими стеклодувами.

Съёмочный период продолжался 11 месяцев по 6 дней в неделю при рабочем дне от 12 до 16 часов. Поскольку зима 1997 года выдалась удивительно бесснежной, при съёмках заснеженной Красной площади и московских улиц приходилось использовать сотни тонн искусственного снега.

Декорации ярмарки пришлось строить на тающем льду озера у Новодевичьего монастыря (именно в этом уголке Москвы всегда праздновали Масленицу), но февраль выдался на редкость тёплым и лёд на реке начал таять. Отступать было поздно: декорации построены, массовка набрана. Поэтому все морозильники Москвы работали только на «Сибирского цирюльника» - готовили тонны искусственного льда.

Ну и наконец гонорары. Больше всех – 4 млн долларов заплатили американской актрисе Джулии Ормонд, один миллион – её коллеге Ричарду Харрису, примерно столько же получили несколько российских звёзд. Остальным достались куда более скромные суммы.

Никите Сергеевичу идут роди монарших персон - таков масштаб личности
Никите Сергеевичу идут роди монарших персон - таков масштаб личности

Особая атмосфера

Михалков интуитивно понял, что убедительно сыграть юнкеров на голом профессионализме не получится. Нужно, чтобы актёры вкусили воинской жизни, почуяли дух и солидарность будущих офицеров. Для этого маэстро без лишних слов упёк артистов в Костромское военное училище: пожалуйте, господа Башаров, Михалков-младший и прочие, на муштру!..

Целых три месяца юнкеров учили верховой езде, Закону Божьему, бальным танцам и строевой подготовке. Дабы окончательно проникнуться дворянским духом, обязали обращаться друг к другу на вы.

Исполнитель роли Андрея Толстого, пребывающий в зените славы Олег Меньшиков с содроганием согласился на костромской вояж – говорит, уж больно избалован бытом, чтобы окунуться в спартанские условие. Ему и Владимиру Ильину дали послабление: поселили не в общей казарме, а отдельно, дважды в неделю водили в баню (остальных всего один раз), раз в месяц отпускали в увольнительные. Плюс закрывали глаза на чисто русский способ отдыха с традиционным напитком.

Что из этого получилось, рассказал Никита Михалков: «...Был организован курс юнкеров, которые в течение трёх с половиной месяцев обучались по уставу 1885 года. Это были 25 молодых талантливых актёров, которых я отобрал. Притом что больших ролей юнкеров - пять. Мы шили мундиры не только юнкерам, но и всем офицерам, которые были с ними. Сначала начальник училища нас принял с некоторым опасением – какие-то артисты приехали, сейчас тут начнётся… Я тоже был в Костроме, репетировали каждый день. Никогда бы мы не сделали это, если бы не погружение в натуру. Ни дуэль, ни упражнения с оружием. Юнкера привыкли друг к другу, общались друг с другом уже на уровне инстинктов. Когда у них появились свои клички, привычки, когда они начали существовать уже вместе в этой атмосфере и всю её перенесли в картину. Этот эксперимент стоил нашей студии около 170 тысяч долларов. И никто, уверяю вас, кроме двух-трёх людей, не верил, что это реально. Потом замначальника училища сказал: «Вы не представляете, Никита Сергеевич, как для нас больно и печально, что они закончили этот фильм! Как изменилось училище, как внутри изменились отношения!».

Совсем скоро - защитники и герои. А пока - мальчишки!..
Совсем скоро - защитники и герои. А пока - мальчишки!..

«Моцарт – великий композитор!»

Если помните, именно этот факт Андрей Толстой-младший заставлял признать своего армейского начальника, а до той поры отказывался снимать противогаз во время пробежки. Но как жилось-игралось исполнителю?

Олег Меньшиков не скрывал, что роль Толстого далась нелегко, и не только из-за трёхмесячного пребывания в костромской казарме. Дело в том, что на тот момент Олегу Евгеньевичу было почти 38 лет – а по сюжету 20, зелёный пацан! И вот этот возрастной разрыв с ровесниками вгонял в панику.

Однако за то и слывёт Михалков настоящим маэстро, что своим актёром словно отец родной. Он взял под крылышко Меньшикова, и впоследствии тот восторженно рассказывал: «Никита Сергеевич - это что-то совершенно особое, а в области человеческого общения он очень обаятелен. Он умён и одновременно практичен. На съёмочной площадке он создаёт особую атмосферу. Он каждого, кто с ним работает, окутывает своей аурой, немножко как паук плетёт паутину вокруг своей жертвы. И из неё невозможно ускользнуть. Никита Сергеевич делает это абсолютно непроизвольно. Он просто человек, который что-то излучает вокруг себя и не подозревает об этом».

За роль Андрея Толстого Олег Меньшиков был награждён Государственной премией России в области киноискусства.

Ах, юнкера!..
Ах, юнкера!..

«В вашей стране ничего не бывает слегка»

Теперь дадим слово главной героине Джейн Кэлэген, точнее, актрисе Джулии Ормонд. На тот момент у неё была репутация вдумчивой актрисы с чутьём на блестящие сценарии. Ормонд сыграла в «Легендах осени», «Снежном чувстве Смиллы» - ей по силам были и мелодрама и трагедия…

Никаких особых связей с Михалковым не было, Ормонд попала в фильм скучнейшим образом: её агенту прислали сценарий, ознакомившись, написала режиссёру. А дальше подпала под его пресловутое обаяние и укатила в Чикаго, откуда родом её героиня – дабы лучше понять, что за нрав у Джейн.

Что получилось в итоге – сами знаете, сейчас трудно на месте Джулии представить Шерон Стоун, Джоди Фостер или Ким Бейсингер, как могло статься. Свою работу с русскими актёрами Ормонд оценила как блестящий опыт, а фильм – как красивую, мастерски выстроенную картину о русской чувственности.

Откровенно говоря, для Ормонд это не просто "блестящий опыт", а заглавная роль карьеры
Откровенно говоря, для Ормонд это не просто "блестящий опыт", а заглавная роль карьеры

С грядущим днём рождения!

В следующем году «Сибирский цирюльник» празднует 25-летний юбилей. Включите фильм и волшебство начнётся. Растерянные, мечущиеся по вокзалу мальчики. Капитан Мокин в штатском, вскидывающий руку к виску в последней почести обритому, обесчещенному, навсегда уезжающему Толстому. Грандиозные виды Сибири в сопровождении музыки, от которой сжимается сердце. Глаза Андрея Толстого, истинного дворянина, верного себе и долгу перед семьёй, Отечеством… И глаза его сына, плода запретной любви, который несмотря ни на что – русский.

"Русский - это многое объясняет". Это объясняет всё.
"Русский - это многое объясняет". Это объясняет всё.