Ради съёмок «Сибирского цирюльника» пришлось «погасить» кремлёвские звёзды. Ранее такое случалось всего единожды – в начале Великой Отечественной
Приступая к съёмкам в 1997 году режиссёр Никита Михалков сказал: «Наше прошлое отдали ностальгии. Я считаю, что это на руку тем, кто не хочет добра России. Я хочу снимать фильм не о том, что было, а о том, как должно быть».
Поэтому Михалков сразу обозначил смелый слоган фильма «Русский – это многое объясняет». После подобного фортеля рассчитывать на успех в европейском прокате было наивно, а на заокеанский кинорынок «Цирюльника» и вовсе не пустили. Что же за историю оживил Михалков?
«Были времена…»
Начнём с названия: «сибирский цирюльник» - это огромная железяка, лесоуборочный комбайн, придуманный чокнутым инженером Дугласом МакКрэкеном. Однако денег на задумку у учёного нет, вот он и едет в Россию в надежде найти финансирование. Чтобы миссия прошла успешно, его сопровождает «как бы жена» Джейн Кэлэген: у неё красота, напор и кое-какие связи среди русской аристократии…
Чуть не забыли: действие происходит в ту благословенную для России пору, когда страну не терзали распри, войны и революции – эпоху Александра III.
Итак, наши авантюристы должны «влюбить» кого-то влиятельного в Джейн, получить от простофили деньги на железяку и преспокойно удалиться из страны. Но Джейн, прожжённая авантюристка, вдруг влюбляется в случайного знакомца – юнкера Андрея Толстого. И тот отвечает взаимностью – он молод, лиричен, а она американка и горячая штучка!
Тем не менее Джейн лихо кружит голову и генералу Радлову – матёрому офицеру, который предлагает ей руку и сердце. Но позвольте, а как же императорский юнкер Андрей Толстой?
Развязка наступает в театре. Андрей набросится на соперника, тучного Радлова, с кулаками. Но по случайности в ложе окажутся царевич Михаил и великий князь Алексей Александрович, в покушении на которых обвинят Толстого. Бывшего юнкера, дворянина в кандалах отправляют в Сибирь...
«Где только наша не пропадала!»
Если за дело берётся режиссёр Никита Михалков, сразу понятно, что будет дорого и масштабно. На тот момент «Цирюльник» стал самым дорогим фильмом новой России, до него этот титул принадлежал «Войне и миру», снятым Сергеем Бондарчуком ещё в Советском Союзе. «Цирюльник» потянул на 40 млн $, дороже него обошлась лишь михалковская же «Цитадель».
Прикинем, за что пришлось раскошелиться. Съёмки фильма производились на нескольких площадках. Сибирские сцены снимали в Хакасии, Красноярске и Нижнем Новгороде. Часть фильма снимали в окрестностях города Горбатова и Костромы. Павильонные съёмки (декорации училища, квартиры и т.д.) осуществлялись в Чехии, поскольку стоимость аренды оказалась там ниже, чем в России. «Американские» эпизоды снимали в Португалии, а Москву - на самом деле в Москве, в том числе на Соборной площади Кремля.
Сам аппарат «Сибирский цирюльник» построили специально для картины на одном из секретных военных заводов. Машину пытались похитить со съёмок, однако воры не справились с управлением и завели технику в овраг, откуда спаслись позорным бегством. Вся использованная в фильме посуда была сделана по специальному заказу чешскими стеклодувами.
Съёмочный период продолжался 11 месяцев по 6 дней в неделю при рабочем дне от 12 до 16 часов. Поскольку зима 1997 года выдалась удивительно бесснежной, при съёмках заснеженной Красной площади и московских улиц приходилось использовать сотни тонн искусственного снега.
Декорации ярмарки пришлось строить на тающем льду озера у Новодевичьего монастыря (именно в этом уголке Москвы всегда праздновали Масленицу), но февраль выдался на редкость тёплым и лёд на реке начал таять. Отступать было поздно: декорации построены, массовка набрана. Поэтому все морозильники Москвы работали только на «Сибирского цирюльника» - готовили тонны искусственного льда.
Ну и наконец гонорары. Больше всех – 4 млн долларов заплатили американской актрисе Джулии Ормонд, один миллион – её коллеге Ричарду Харрису, примерно столько же получили несколько российских звёзд. Остальным достались куда более скромные суммы.
Особая атмосфера
Михалков интуитивно понял, что убедительно сыграть юнкеров на голом профессионализме не получится. Нужно, чтобы актёры вкусили воинской жизни, почуяли дух и солидарность будущих офицеров. Для этого маэстро без лишних слов упёк артистов в Костромское военное училище: пожалуйте, господа Башаров, Михалков-младший и прочие, на муштру!..
Целых три месяца юнкеров учили верховой езде, Закону Божьему, бальным танцам и строевой подготовке. Дабы окончательно проникнуться дворянским духом, обязали обращаться друг к другу на вы.
Исполнитель роли Андрея Толстого, пребывающий в зените славы Олег Меньшиков с содроганием согласился на костромской вояж – говорит, уж больно избалован бытом, чтобы окунуться в спартанские условие. Ему и Владимиру Ильину дали послабление: поселили не в общей казарме, а отдельно, дважды в неделю водили в баню (остальных всего один раз), раз в месяц отпускали в увольнительные. Плюс закрывали глаза на чисто русский способ отдыха с традиционным напитком.
Что из этого получилось, рассказал Никита Михалков: «...Был организован курс юнкеров, которые в течение трёх с половиной месяцев обучались по уставу 1885 года. Это были 25 молодых талантливых актёров, которых я отобрал. Притом что больших ролей юнкеров - пять. Мы шили мундиры не только юнкерам, но и всем офицерам, которые были с ними. Сначала начальник училища нас принял с некоторым опасением – какие-то артисты приехали, сейчас тут начнётся… Я тоже был в Костроме, репетировали каждый день. Никогда бы мы не сделали это, если бы не погружение в натуру. Ни дуэль, ни упражнения с оружием. Юнкера привыкли друг к другу, общались друг с другом уже на уровне инстинктов. Когда у них появились свои клички, привычки, когда они начали существовать уже вместе в этой атмосфере и всю её перенесли в картину. Этот эксперимент стоил нашей студии около 170 тысяч долларов. И никто, уверяю вас, кроме двух-трёх людей, не верил, что это реально. Потом замначальника училища сказал: «Вы не представляете, Никита Сергеевич, как для нас больно и печально, что они закончили этот фильм! Как изменилось училище, как внутри изменились отношения!».
«Моцарт – великий композитор!»
Если помните, именно этот факт Андрей Толстой-младший заставлял признать своего армейского начальника, а до той поры отказывался снимать противогаз во время пробежки. Но как жилось-игралось исполнителю?
Олег Меньшиков не скрывал, что роль Толстого далась нелегко, и не только из-за трёхмесячного пребывания в костромской казарме. Дело в том, что на тот момент Олегу Евгеньевичу было почти 38 лет – а по сюжету 20, зелёный пацан! И вот этот возрастной разрыв с ровесниками вгонял в панику.
Однако за то и слывёт Михалков настоящим маэстро, что своим актёром словно отец родной. Он взял под крылышко Меньшикова, и впоследствии тот восторженно рассказывал: «Никита Сергеевич - это что-то совершенно особое, а в области человеческого общения он очень обаятелен. Он умён и одновременно практичен. На съёмочной площадке он создаёт особую атмосферу. Он каждого, кто с ним работает, окутывает своей аурой, немножко как паук плетёт паутину вокруг своей жертвы. И из неё невозможно ускользнуть. Никита Сергеевич делает это абсолютно непроизвольно. Он просто человек, который что-то излучает вокруг себя и не подозревает об этом».
За роль Андрея Толстого Олег Меньшиков был награждён Государственной премией России в области киноискусства.
«В вашей стране ничего не бывает слегка»
Теперь дадим слово главной героине Джейн Кэлэген, точнее, актрисе Джулии Ормонд. На тот момент у неё была репутация вдумчивой актрисы с чутьём на блестящие сценарии. Ормонд сыграла в «Легендах осени», «Снежном чувстве Смиллы» - ей по силам были и мелодрама и трагедия…
Никаких особых связей с Михалковым не было, Ормонд попала в фильм скучнейшим образом: её агенту прислали сценарий, ознакомившись, написала режиссёру. А дальше подпала под его пресловутое обаяние и укатила в Чикаго, откуда родом её героиня – дабы лучше понять, что за нрав у Джейн.
Что получилось в итоге – сами знаете, сейчас трудно на месте Джулии представить Шерон Стоун, Джоди Фостер или Ким Бейсингер, как могло статься. Свою работу с русскими актёрами Ормонд оценила как блестящий опыт, а фильм – как красивую, мастерски выстроенную картину о русской чувственности.
С грядущим днём рождения!
В следующем году «Сибирский цирюльник» празднует 25-летний юбилей. Включите фильм и волшебство начнётся. Растерянные, мечущиеся по вокзалу мальчики. Капитан Мокин в штатском, вскидывающий руку к виску в последней почести обритому, обесчещенному, навсегда уезжающему Толстому. Грандиозные виды Сибири в сопровождении музыки, от которой сжимается сердце. Глаза Андрея Толстого, истинного дворянина, верного себе и долгу перед семьёй, Отечеством… И глаза его сына, плода запретной любви, который несмотря ни на что – русский.