Найти в Дзене

Конец вечности

Оглавление

В школе я читал только бумажные книги, благо дома была приличная библиотека, на которой у меня имелось пара полок с фантастикой. Просто брал оттуда приглянувшийся томик и читал, потом ставил и брал новую книгу, и так далее. Так я познакомился с Айзеком Азимовым.

У меня был вот такой синий томик с двумя романами внутри:

И только когда писал этот обзор, узнал, что у него, оказывается, была вот такая симпатичная суперобложка. Куда у меня подевалась - не знаю.

-2

Меня тогда эти романы очень впечатлили, и сейчас, прочитав трилогию Лю Цысиня "В память о прошлом Земли" я вдруг вспомнил про этот синий томик и решил рассказать про него тоже. Но начать хочу с романа "Конец вечности" про путешествие во времени, свободу выбора и благие намерения.

Аннотация:

«Вечность» — организация, возникшая в 27 столетии как структура для межвременной торговли, а потом переросшая в инструмент управления целыми эпохами... Миллионы веков с миллиардами человеческих душ, которые могут исчезнуть в мгновение ока по воле Вечных. Так бы и продолжалось дальше, если бы с Техником по имени Эндрю Харлан не стали происходить довольно странные вещи...

Дисклеймер:

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

Возможность путешествовать сквозь время - штука заманчивая, занимавшая не одного мыслителя, в том числе и писателя. А если выкинуть всякие "парадоксы дедушки", вообще притягательная, ведь вы всегда оказываетесь в той позиции, когда знаете, "где соломки подстелить". Организация "Вечность" примерно расстиланием соломы и занимается, на протяжении многих столетий уберегая человечество от крупных войн и других антропогенных катаклизмов. У них это отлично получается, пусть и тормозит в некотором роде развитие людских технологий, например, космических полетов. А лучшие техники способны незначительным вмешательством внести глобальные изменение в выбранный момент времени.

Понятно, что подобная опека не особо кому понравится, поэтому эту свою деятельность "Вечность" не афиширует, притворяясь обычной торговой компанией. В итоге в лучших традициях теории заговора получаем теневое правительство, правда эти не ради денег, власти и т.п., а исключительно ради мира во всем мире. То, что подобной заботой человечество не научится самостоятельно справляться с проблемами, "Вечность" ничуть не волнует. Более того, они даже уверены, что все делают правильно, ведь существуют "Скрытые Столетия" в далеком будущем, а по одной из теорий эти временные ограничения заблокировали сверхлюди.

Любая система, которая, подобно Вечности, позволяет кучке людей принимать решения за всё человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность - синонимы посредственности. В такой Реальности звёзды недостижимы.

Другими словами, Айзек Азимов рисует тоталитарный режим, хотя показывает его довольно мягким, так что не сразу понимаешь, что за чудо перед тобой и даже сопереживаешь идеям и целям "Вечности". Но при более близком рассмотрении все становится ясно. Например, какие именно мысли и идеи внушают техникам:

Еще на школьной скамье он усвоил, что Наблюдателю не полагается знать, зачем он послан и какие выводы будут сделаны из его донесений. Любые размышления приводят к предвзятым идеям; любое знание автоматически искажает видение мира, и никакие попытки сохранить объективность ему уже не помогут.
-3

Главный герой романа Эндрю Харлан поначалу кажется вполне себе типичным представителем "Вечности". Он угрюм и нелюдим, а из увлечений - Первобытная история (время, до создания "Вечности"). Харлан талантливый Наблюдатель и вкупе с его увлечением (довольно полезным для организации) оказывается оцененным начальством и повышен до Техника. Причем увлечение здесь сыграла значимую роль.

Первая заповедь Техника — ничего не принимать близко к сердцу. Совершаемое им Изменение Реальности может отразиться на судьбах пятидесяти миллиардов человек. Миллион или более могут измениться настолько, что их придётся рассматривать как совершенно новые личности.

Вообще за изменением мыслей героя очень интересно следить. Поначалу кажется, что нашу скалу никому не свалить, ничем не прошибить. Даже повышение не сносит Харлану голову (головокружительный успех! ведь здесь не только повышение, но и сам Старший Вычислитель обращается к нему с предложением о повышении и потом еще просит помощи!), он соглашается только из-за возможности получить больше материалов по Первобытной истории для изучения. И это даже легко понять: в постоянно изменяемом мире, где родная мать про тебя никогда не вспомнит, потому что тебя просто для нее не случилось, очень хочется зацепиться за что-то стабильное неизменяемое.

Здесь-то в лучших традициях поговорки приходит дьявол и превращается в женщину. Вернее, Харлана к женщине отправляют свои же. Угу, ради злобных научных экспериментов. Слишком уверенные в своей системе обучения, в своих сотрудниках, в своем деле вечные совсем не задумываются над тем, что человек - существо социальное и может привязаться к другим людям, даже такой нелюдимый и угрюмый, как Харлан. Ну и когда отбирают ценное и любимое, взбунтоваться - нормальная реакция.

Автор не останавливает своего героя в развитие на стадии бунта, а ведет дальше, и оттого развитие Харлана кажется этим взрослением, настоящим взрослением. И он не то, чтобы меняется за время повествования кардинально, а как будто раскрывает таящийся в нем потенциал, усиливая то лучшее, что в нем было, открывая глаза на происходящее.

-4

Роман задает много правильных вопросов о людях и обществе. Причем не только о самой "Вечности", но и о 482 столетии, за которым наблюдает Харлан, и о будущем, и о прошлом, той самой "Первобытной историей". Но главная идея, конечно же, в том, чтобы показать: тоталитарный режим, даже самый мягкий (хотя на счет "Вечности" это спорно - у них же любое изменение могло стереть миллиарды людей или полностью их изменить, что в какой-то степени тоже самое, что убить), лишен будущего.

Последнее, кстати, из первого перевода на русский удалили. Я про выводы о будущем и гибели всего человечества.

Долгое время существовал только цензурированый перевод Ю. Эстрина, изданный с 1966 года общим тиражом более 1 750 000 экз. (и который цитируется в фильме А. Ермаша). В нём, в частности:
- вырезана информация о евгенике в 482 столетии;
- вырезано описание смерти человечества;
- слова Нойс о пагубности системы, при которой люди могут выбирать своё будущее, были заменены на слова о пагубности выбора будущего всех людей лишь кучкой из них.
(с) Википедия

Итого:

Прекрасный роман, который не являясь антиутопией в привычном нам смысле, показывает все недостатки тоталитарного управления обществом, прекрасно раскрывает героев и при этом остается яркой динамичной книгой. Рекомендую! Только помните:

Во Времени нет ничего парадоксального, но только потому, что само Время всячески избегает парадоксов.
Фэнтези
6588 интересуются