Найти в Дзене

3 ступени к святости человека

Оглавление

Свт. Феофан Затворник называет три ступени лестницы духовного восхождения к святости человека

I Ступень.
Перемена жизни на лучшее, или обращение от греха к добродетели

Это по большей части, внешняя перемена, которая проявляется в выработке навыков, противоположных греховному поведению, и созидание навыков доброделания.

Свт. Филарет пишет:

«Сначала, когда человек только что обратится от греха к добродетели, ему, можно сказать, еще некогда заняться своим внутренним: вся его забота обращена на то, чтобы отвыкнуть от худых дел и привыкнуть к добрым»

Измение поведения человека:

  • Перестает находиться в тех местах, где могут вырабатываться греховные навыки и пожелания;
  • Стремится избегать праздного образа жизни;
  • Посещает общественное храмовое богослужение при любой возможности;
  • Старается соблюдать все уставы святой Церкви;
  • Помогает всячески, насколько это возможно, нуждающимся собратьям;
  • Исполняет свои дела добросовестно;
  • Когда нужно терпеть, то терпит и за себя, и за других;
  • Сохраняет мир с окружающими и других старается мирить;
  • Отличается постоянством поведения и нрава;
  • Борется с многословием и пустословием;
  • Не употребляет бранных слов и выражений и избегает состояний, этому сопутствующих;
  • Не излишествует в пище и сне.

Искушения I ступени

Появляется искушение отвлекаться от добрых дел. Поэтому здесь задача человека, следовательно, не отвлекаться, но понуждать себя творить добрые дела.

Действия, чтобы достигнуть I ступени

1) Возбуждение от греховного сна, когда человек:

  • видит свою греховность
  • чувствует опасность своего состояния
  • заботится о том, как бы избавиться от своей беды и спастись

2) Восход до решимости оставить грех, когда человек должен:

  • Склониться на желание вести христианскую жизнь
  • Удалить препятствие к образованию решимости
  • Решиться

3) Посвятить себя богоугождению

II Ступень
Переход от внешнего благочестия к созиданию внутреннего навыка к сохранению добрых расположений.

Внимание больше не к действию, а уже к расположению сердца при этом действии.

Действия могут быть богоугодными, но греховные расположения сердца, порой, обесценивают само действие. Поэтому на второй ступени своего развития христианин способен разглядеть некоторые греховные примеси, которые могут проявиться в виде тщеславия, корыстолюбия, лицемерия, ложной набожности, человекоугодия, скрытой гордости, превозношения и т.д.

Это не эффективно с духовной точки зрения и не полезно для самого человека. Поэтому всякий христианин, стремящийся к совершенству, видит эти пороки как препятствие и ограничение своего духовного состояния, поэтому старается совершенствоваться, чтобы сам источник его действий и мыслей стал чистым и богоугодным, а значит, и совершенным.

Свт. Феофан говорит об этом:

«Потом, когда человек навыкнет доброделанию и установится в порядке добродетельной и благочестивой жизни, ему непременно нужно войти внутрь сердца своего и строго смотреть за своими чувствами»

Изменение поведения человека:

Отсечение недобрых помышлений и чувств. Повышение навыка уклонения от зла в самом корне, в сердечном расположении.

  • Уклонение к добрым расположениям. Выработка навыка.
  • В сердце появляется мир.
  • Очищение и чистота сердца.

Искушения II ступени

На второй ступени возникает искушение неверно оценивать свои поступки и тем самым уничтожить доброту дел.

Действия, чтобы достигнуть II ступени

1) Привыкать умом хождению пред Богом. Пусть человек старается непрестанно видеть Его, как бы рядом. И восходить до чувства, что сам он есть видимый Богом. Навык в этом есть дверь к Богу. Раскрытие неба уму.

2) Все творить во славу Божию и ни в чем — ни внешне, ни внутренне — не иметь в виду ничего, кроме этой славы. Слава Божия должна быть мерой начинаний и налагать на них печать свою.

3) Все делать по сознанию на то воли Божией. Ходить в этой воле и ей во всем повиноваться. И всей душой покоряться. Действие по воле Божией охватывает всё, бывающее от человека. А покорность воле Божией охватывает всё, бывающее с человеком

III Ступень
Обращение от себя к Богу.

Человек постоянно осознает, что Господь видит тебя, твои мысли и сердечное расположение.

По словам Свт. Феофана:

«Высшее дело состоит в том, чтобы устремляться сердцем к Богу, забыв все и в себе, и вокруг себя, исчезать в Боге, или восхищаться к Нему»

Изменение человека

  • Горение сердца при молитве, чтении и доброделании, где бы человек ни находился.
  • Исступление, которое испытывает на себе христианин, «то есть выступление из обыкновенного периода жизни и погружение в Бога, по-гречески «экстазис»»

Искушения III ступени

Часто у людей возникает искушение, когда они обретают ложное состояние экстаза, которое принимают за состояния человека, находящегося на третьей ступени. Они как бы думают, что уже оказались на третьей ступени без выполнения первой и второй.

Действия, чтобы достигнуть III ступени

Путь к третьей ступени, по словам Святителя идет последовательно: «Первые две ступени суть только приготовление к этому, но такие, что без них ему и быть нельзя, равно как и те две без этого последнего не приводят к цели»

В статье использован материал П. Матвеева, ст. Сретенской духовной семинарии https://sdamp.ru/news/n7787/

Помоги каналу - жми "нравится"

Николай Шачнев

#ветхий завет