Найти тему
Alyona Verden. Поговорим...

Золотой Кокос, часть третья. Фермер - кладоискатель

Предисловие

Это уже пятая статья об острове Кокос и его кладах - и чем больше я об этом пишу - тем больше интересных фактов появляется. Буквально сегодня я узнала ещё об одном кладе, который, возможно существует. Вообще-то я планировала ещё две статьи, считая эту - но, кажется, их будет три. Ну а теперь заканчиваю с предисловием - и перехожу к очередному кладоискателю.

В 1832 году остров Кокос был аннексирован Коста-Рикой. Несмотря на то, что официальной датой присоединения Кокоса к Коста-Рике считается 7 ноября 1949 года, власть правительства Коста-Рики на острове никто не оспаривал - видимо, никому он особо нужен не был, по причине скверного климата и чересчур агрессивной фауны (ядовитые змеи, москиты - переносчики жёлтой лихорадки, пауки и прочие прелести тропического климата). Даже попытка основать на острове тюрьму для ссыльных каторжников провалилась, и это поселение просуществовало всего три года. После этого даже власти Коста-Рики махнули на остров рукой, пока в 1894 году авантюрист немецкого происхождения Август Гисслер не обратился к ним с предложением основать на острове сельскохозяйственную колонию. Впрочем, Гисслер не скрывал, что главной его целью является не сельское хозяйство, а поиск сокровищ. Из всех кладоискателей он был, пожалуй, единственным, кто отнесся к этому делу наиболее серьёзно.

Бухта Чатэм на острове Кокос
Бухта Чатэм на острове Кокос

В 1897 году Гисслер был назван губернатором острова Кокос и отправился в свои владения. Действовал он неспешно и методично, первым делом сперва построив ферму и расчистив участок земли для выращивания овощей. Авгус Гисслер даже наладил на Кокосе рыболовный промысел, обеспечив себя всем необходимым. И только после этого он начал поиски клада, которые продолжались почти двадцать лет.

В отличие от остальных кладоискателей, Гисслер не верил в сокровище Лимы или историю Мэри Уэлч. Нет, его клад уходил корнями в более глубокое прошлое, к тем временам, когда Франциско Писарро покорил империю инков и взял в плен верховного инку Атауальпу. Столица империи, город Куско, был разграблен, и добыча конкистадоры взяли действительно огромной. Ведь, если верить дошедших с тех времён записям, ежегодно в Куско поступало около 150 тонн золота, по законам империи инков, золото, попавшее в Куско, не должно было его покидать. Сколько же его там скопилось, за время существования империи - точно неизвестно, называют цифру от 50 до 100 тысяч тонн. Но примечательно то, что разграбив Куско, переплавив на слитки Золотой сад, испанцы не смогли обнаружить золотую цепь, которой по праздникам огораживали центральную площадь - её могли поднять только 200 сильных мужчин. Поэтому, невзирая на колоссальное количество добычи, испанцы были уверены, что это ещё далеко не всё.

Примечательно, что после захвата Перу, к послу Испании явился верховный инка Манко II, с заманчивым предложением. Он высыпал перед испанцем горсть кукурузных зёрен, а потом, подняв одно из них, сказал, что это - то золото, которое захватили испанцы. Остальное же золото спрятано в надёжных тайниках, и инка предложил это золото Испании - если испанцы навсегда покинут Перу. Посол, конечно не мог принять такое предложение. После этого добыча золота испанцами в Перу на долгие годы практически была равна нулю.

Почему Август Гисслер решил, что инки спрятали свои сокровища на Кокосе - известно только ему самому, но он был твёрдо в этом убеждён. И был решительно настроен перекопать весь Кокос - но найти это золото. Приступил он к делу с чисто немецкой основательностью и методичностью, сначала наладил хозяйство и быт, а потом разбил территорию острова на 100 квадратов и начал планомерно перекапывать каждый квадрат. Как уже было сказано - копал он около двадцати лет, и даже нашёл золото!

Всего один золотой дублон чеканки 1788 года стал единственно наградой кладоискателю, потратившему двадцать лет своей жизни. И Гисслер даже не выкопал его, а нашёл в траве. Разумеется, это не могло быть золото инков, скорее всего, дублон был потерян кем-то из моряков, побывавших на острове, до него. Это был удар, и разочарование. Вдобавок, в 1914 году умерла жена Гисслера - и, похоронив её в одной из выкопанных им ям, Гисслер навсегда покинул Кокос. Как раз в это время к острову подошёл американский пароход с очередной партией кладоискателей и Гисслер продал им свою ферму. И даже попытался убедить в тщетности поисков, приведя в пример себя самого, и несколько экспедиций, побывавших на острове во время его губернаторства - тщетно. Американцы остались, чтобы через несколько месяцев отбыть обратно - конечно же, без сокровищ. Остров Кокос продолжал хранить свои клады.

Послесловие

История Гисслера на этом закончена, но осталась ещё парочка. Вкратце об одной из них - из всех пиратов, зарывших, согласно легендам, клады на Кокосе, единственным, который действительно использовал остров в качестве базы, был Уильям Дампир. Что примечательно - это одни из немногих пиратов, который смог вовремя остановиться, был возведён в рыцари, окончил свою жизнь в Лондоне - и даже не на виселице. И я, честно говоря, стою на распутье - стоит мне сначала рассказать о нём, или всё же закончить про поиск кладов?