Найти тему

БТЗ-5276 – очередная переделка ЗиУ-9 из Башкирии

Всем привет!

90е гг. стали для всех сфер жизни наших сограждан кризисными. Пассажирские перевозки не стали исключением: считавшийся в СССР передовым видом транспорта троллейбус остановил свое развитие, и для обновления парка приходилось создавать машины на основе советского ЗиУ-9. Один из таких троллейбусов – АКСМ-101, о котором я писал здесь. Сегодня же я расскажу о российской переделке знаменитого детища Завода им. Урицкого – БТЗ-5276.

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

История нашего героя началась в 1998 г. Первое время выпуск новых машин на Башкирском троллейбусном заводе в Уфе позиционировался как капитально-восстановительный ремонт троллейбусов ЗиУ-682Г, о которых я писал здесь. Считается, что связано это было со стремлением заводчан избежать лишних разбирательств с Заводом им. Урицкого (тогда уже АО «Тролза»), и тем не менее материально-техническая база была ослабленной и не позволяла создавать принципиально новые конструкции, так что внешне первые БТЗ-5276 – полноценные советские троллейбусы: та же светотехника, то же вынесенное на крышу электрооборудование и мотор мощностью 115 кВт. Башкирскую машину выдавали лишь оригинальные двери для пассажиров:

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Салон тоже остался неизменным: в нем по-прежнему было 23 сидячих места, а всего в троллейбусе могло ехать 115 пассажиров.

Салон БТЗ-5276. Источник фото: transphoto.org
Салон БТЗ-5276. Источник фото: transphoto.org

Несмотря на то, что объемный выпуск машин наладить удалось не сразу, БТЗ-5276 стал постепенно занимать место под солнцем. Интересно, что транспортники отзывались о нем неоднозначно: с одной стороны, машина оказалось довольно тяжелой (12 т), а с другой – конструкция оказалась надежной, а это было важно в кризисные времена. В конце концов завод в Уфе все-таки перешел на полноценный выпуск троллейбусов, и вот тут возникли нестыковки: российским городам нужна была новая машина, которая не была похожа на устаревший ЗиУ-9. Тогда в 2000 г. уфимские машиностроители спроектировали переделанный БТЗ, который внешне отличался иным оформлением передка, изменившимися задними фонарями и более «квадратными» колесными арками. Последнее отличие хоть и выглядело неказисто, но стало своеобразной «визитной карточкой» модели, получившей индекс 5276-04.

БТЗ-5276-04. Источник фото: transphoto.org
БТЗ-5276-04. Источник фото: transphoto.org

Новая версия башкирского троллейбуса была запущена в серию в 2001 г. и получила распространение в основном в европейской части России. Среди основных городов, где эксплуатировались эти машины, можно выделить Уфу и Стерлитамак.

БТЗ-5276-04 в Уфе. Источник фото: transphoto.org
БТЗ-5276-04 в Уфе. Источник фото: transphoto.org

Часть троллейбусов попала также на Урал и в Сибирь. В Красноярске БТЗ-5276 не бывали, зато их можно было встретить в ближайшем к нему «троллейбусном» городе Абакан:

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Всего же до 2007 г. было выпущено 815 башкирских троллейбусов. Хотя и прошло 15 лет с момента прекращения их производства, многие из них продолжают ездить. Все же сегодня набирают популярность новые, гораздо более прогрессивные, отечественные троллейбусы, которые рано или поздно вытеснят БТЗ с городских улиц. Но даже в таком случае облик башкирской машины останется в памяти горожан, регулярно передвигавшихся на этих неказистых, но надежных троллейбусах.

Бывали ли такие троллейбусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!