Недавно грянула 36-ая годовщина Чернобыльской катастрофы, которая, бесспорно, является величайшей в атомной промышленности.
Эти события не раз пытались осветить в огромном спектре художественных фильмов, многие , к сожалению, неудачные, однако были среди них и качественные произведения.
Так вот последнее качественное, действительно качественное творение, я считаю сериал от HBO. Как ни странно, со мной многие не согласятся, мол вранье там все, нет ничего достоверного и т.п.
И тут, как гром среди ясного неба, на свет показался , не постесняюсь, выкидыш от Даньки Козловского....
А ведь этот "режиссер" верещал на всех площадках, что его фильм-есть истинная, достоверная интерпретация тех событий, что это будет достойный ответ западу. Как вы понимаете-не вышло. Это полный провал, который, как раз таки, все переворачивает с ног на голову, совершенно не представляя события как они были на самом деле. Разумеется, всем адекватным людям лента не понравилась, они раскритиковали ее в пух и прах, а Даньке тока и оставалось пукнуть, мол это художественный вымысел. И ведь не поспоришь, только концепт он выбрал не тот, чтобы творить то, что он сотворил. Но HBO все равно сняли дрянь-орёт огромное кол-во народу. Только вот, что это не документалка, а тоже художественное произведение эти люди , конечно же, не учитывают.
Так к чему все вышесказанное? Да к тому, что не стоит путать "кошку и хлеб" как говорится.
Давайте разбираться, что к чему.
ТАК В ЧЕМ ИДЕЯ?
Художественный вымысел, его смысл, идея, преподнести то или иное событие, сюжет, историю как можно ярче и понятливее для простого обывателя. Разумеется, каждый творец это делает, как видит. Это относится и к историческому жанру, с той лишь разницей, что события в фильме/книге/игре привязаны к непосредственно эпохе, в которой они и происходят. И надо соблюдать все же важные основы, чтобы все видели, что да, это Чернобыльская авария или , не менее известный пример-гибель Титаника.
Качественные произведения, неукоснительно следуют этим основам, проводя своих героев, опять же, через дезактивацию крыши 4-ого энергоблока или же через последние мгновения жизни огромного лайнера, показывая их глазами весь трагизм, ужас или наоборот, триумф.
Другое дело, насколько необходимо досконально показывать те или иные факты, насколько можно их приукрасить или, не без этого, исказить.
Для разъяснения этого момента приведем в пример жизнь условного ликвидатора катастрофы на Чернобыльской АЭС. Как там все было на самом деле, знают только сами участники, но ведь многие из них живы, до нас дошли многочисленные свидетельства, доказательства и пролить свет на быт и трудовые подвиги этого человека в тех условиях, в которых очутился, намного проще, чем рассказать о быте матроса с "Титаника".
Так вот, если читать мемуары участников ликвидации Чернобыльской аварии, то там выяснится, что подавляющее кол-во времени занимал монотонный труд по расчистке завалов, по отчистке зараженных территорий и т.д. И вот нам это HBO, в общем то показали в полной мере в 4-ой серии, где то приукрасив, как тот кадр с ликвидатором и поливалкой на улицах Припяти или солдат из войск Химзащиты, обустраивающих лагерь для будущих работ по ликвидации или тех , кому выпала участь уничтожать зараженных животных. Да, всем, кто по крайней мере, интересуется событиями тех лет известно, что отстрелом занимались егеря из охотугодий и профессиональные охотники, а никак не желторотые срочники.
Однако, мне ясно , почему было сделано так, а не по другому. Тут причины две: историческая неосведомленность и вторая -показать трагизм той ситуации, что несчастные домашние животные безукоризненно ликвидировались и что это не просто даже для профессионалов. Все ж ,это друзья человека, которые ему доверяют и показать это решили, пускай через искаженный факт, через призму двух ветеранов видавших Афганистан и желторотого срочника. Получилось очень эффектно и драматично, нужный ПОСЫЛ был предоставлен. Ну или кадр с ящиками водки в лагере ликвидаторов. Это вызвало тоже бурю негодования, однако, там далеко не все есть неправда.
О беспрепятственном попадании водочки и самогона рассказывал и Сергей Мирный в своих мемуарах, да и в исторической хронике не раз были упоминания, что ликвидаторам не было препятствий в употреблении после смены, а водители эвакуационного транспорта и сами принимали на грудь. Ведь было живо поверье, что алкоголь препятствует облучению. Все было, просто не в таких масштабах, но тут проблема только в клюкве, которой западные киноделы всегда грешили.
Тем не менее, создатели сериала сделали очень качественный и действительно уважающий память героев тех событий, проект, смотря который, проникаешься страхом, тревогой, что царили тогда. И стоит отметить, все же очень многое было соблюдено, основы как то взрыв, последствия, ликвидация, последствия воздействия радиации, героизм советского народа-все это бережно соблюдено, пускай и с приукрашиванием некоторых фактов.
Тот же Данька Козловский это не потянул. Кроме взрыва, да пожалуй, лучше показанной больницы чем в проекте от HBO, там ничего нет. Основы-сметены, а все события вывернуты на изнанку, воспевая самого Даню. Отвратительная поделка, зато пример некачественного кино по реальным событиям.
Ну и напоследок, разберем еще пример катастрофу Титаника, показанного в шедевре Кэмерона. Спустя более чем два десятилетия ,с момента выхода картины, всплыло огромное кол-во фактов, что и корма корабля погружалась не вертикально, что и разлом произошел под водой (хотя тут до сих пор непонятно ничего), что и освещение было не такое яркое ,что во время плавании, что тем более во время погружения. НО, есть несколько таких "НО". На момент съемок Кэмерон как и весь мир еще не знал о ряде вышеупомянутых факторов, а некоторые просто необходимо было приукрасить, чтобы показать весь кошмар апрельской ночи 1912 ого года. Он провел своих героев через всю 2-ух часовую агонию лайнера, показал всю красоту этого корабля, показал весь праздник , что был при его отправлении и всё горе после гибели.
Он справился в полной мере со своей главной задачей-показать ярко и практически полностью достоверно историческое событие. Ну, а люди, желающие узнать всю правду уже пошли в историю, как , в прочем и я. То же самое работает и на сериал от HBO и даже на кучу таймлайна от Даньки. Люди, жаждущие правды, всегда ее найдут в документалистике и тем хуже потом для условного Козловского, что он снял лютую дичь и почет и уважение HBO и немного критики к искажению некоторых фактов.
Итог-проекты, основанные на реальных событиях, несут в себе только одну задачу-рассказать в популярной форме и на простом языке об этом событии, чтобы заинтересованные люди заинтересовались им еще больше, незнающие узнали, а кто знает оценили или разнесли в пух и прах, а еще лучше -дали трезвый анализ.
Честь имею.