Найти тему

Петербург Ахматовой

Оглавление

Анна встретила эту жизнь с листком бумаги. Любила, жила и страдала где-то в сердце сурового города у холодной невской воды.

Павловск

В мае 1890 года из теплой Одессы малышку Аню привезли в Павловск. Ей было 11 месяцев. Семья Горенко здесь прожила недолго, все детство Ани прошло в Царском Селе.

Адрес: Солдатская ул(сейчас Красного Курсанта)

Царское Село

Не в Царском Селе родилась Анна, но от сюда она сама начинала отсчет свой: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…».

Училась девочка в Мариинской женской гимназии(сейчас она переименована в ее честь). Прогуливаясь по парку, Аня вдохновлялась природой и поэзией кумира - Александра Пушкина, в 11 лет она напишет свое первое стихотворение. Андрей Антонович не одобрял стремление дочери к литературе, и ей пришлось взять псевдоним для печати своих стихов.

В Царском селе Анна познакомилась с будущим мужем - Николаем Гумилевым. Она с друзьями ходила в гостиный двор в сочельник 1903 года за покупками, там и встретились.

Адреса:

1. Дом купчихи Е. И. Шухардиной на углу Широкой улицы и Безымянного переулка(ныне Привокзальная площадь, дом не сохранился)

2. Мариинская гимназия (Царскосельская гимназия искусств имени Ахматовой) г.Пушкин, Леонтьевская улица, дом 17

3. Малая ул, д 63(сейчас участок дома 57)

Санкт-Петербург

1. Тучков переулок, д 17, кв 29

После восстановления Гумилева в университете семья переезжает из Царского Села, в котором они жили после свадьбы, в Петербург. Квартирку снимают маленькую, неказистую, но Анна была здесь счастлива. Из окна она видела церковь Святой Екатерины, о чем потом напишет в стихах. К ним в гости приходил Мандельштам, а Анна заглядывала на Мытнинскую к художнику Николаю Альтману. Он и написал самый известный портрет поэтессы. Дом свой молодые нежно называли "тучкой".

2. Арт-кабаре "Подвал бродячей собаки". Итальянская улица, д 4

Культовое место литературной элиты Серебряного века. Здесь выступали многие поэты: Маяковский, Мандельштам, Бальмонт и другие. Значимым оно было и для Анны с Николаем, которые приходили сюда читать стихи и слушать коллег по перу. Атмосфера царила дружеская, перед входом висел плакат: «Все между собой считаются знакомы». После закрытия кафе поэты перебрались на новое место "привал комедиантов", но и оно проработало недолго.

3. Боткинская улица, д 9(ныне дома нет)

В этом доме предоставлялось жилье сотрудникам медико-хирургической академии. Жена профессора, врача-психиатра Вячеслава Срезневского Валерия была подругой детства Анны. Она и предложила пожить у них. Здесь Ахматова и Срезневская встретили тяжелое революционное время. Обсуждая это, Анна говорила: «Будет то же самое, что было во Франции во время Великой революции, будет, может быть, хуже».

В этой квартире Ахматова просила развод у Николая Гумилева

4. Халтурина улица, д 5(сейчас Миллионная)

После расставания с Гумилевым Анна вышла замуж за Владимира Шилейко. В это нищее время самым тяжелым для Анны было отсутствие спичек. По утрам, едва одетая, она выбегала на улицу, чтобы прикурить папиросу у прохожего, и это было для нее самым унизительным. На Марсовом поле молодые подобрали умирающего сенбернара. Назвали его Тап. Мария Шкапская так описала путь к квартире Шилейко и Ахматовой: «Войти с Миллионной в бывший Мраморный дворец и спросить у играющих во дворе детей – где живет собака Тапа».

-4

5. Сергиевская улица, д 7 (сейчас Чайковского)

Особняк Нарышкиных после революции отдали под Агрономический институт, в котором Ахматова получила место делопроизводителя в библиотеке. Там же ей выделили 2 комнаты. Зимой в них было очень холодно, а ведь Ахматова болела туберкулезом.

6. Набережная реки Фонтанки, д 18

В этом доме Анна жила со своей подругой художницей и актрисой Ольгой Глебовой-Судейкиной. Она переехала сюда летом 1921 года. На самом верхнем этаже с проходом через кухоньку проживали женщины. Старинная мебель, иконы, картины - мрачная комната, мрачное, тяжелое время для Анны. Здесь она напишет стихотворение "Страх", пережив смерть Александра Блока, Николая Гумилева и брата Андрея Горенко, покончившего жизнь самоубийством.

-5

7. "Кресты". Арсенальная наб, д 7

...здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов».

Николая Гумилева, на тот момент уже бывшего мужа Ахматовой, приговорили к смертной казни и расстреляли как врага народа 26 августа 1921 года. А сегодня его стихи проходят в школе...

«Не беспокойся обо мне, я здоров, пишу стихи, играю в шахматы» - писал Николай за несколько дней до смерти.

Спустя 14 лет в "кресты" попадает Лев Гумилев и Николай Пунин. Ахматова носит передачки сыну и мужу, простаивая у ворот тюрьмы часами. В отчаянии Анна пишет письмо Сталину. По личному распоряжению генсека родных Ахматовой выпускают.

8. Казанская улица, д 3

Здесь Анна и Ольга тоже снимали жилье. И Ахматова даже не догадывалась, что во младенчестве с родителями останавливалась в доме напротив.

-6

9. Набережная реки Фонтанки, д 2

С Анной и Ольгой жила здесь кухарка Макушина. Ахматова утверждала, что толку от нее было мало, все приходилось делать самой, а вот старушка, напротив, считала Аню и Олю бездельницами. Так однажды она сказала про Ахматову: "И та тоже! Раньше хоть жужжала, а теперь распустит волосы и ходит, как олень!". "Жужжать", в ее понимании, - нашептывать стихи. Ахматову это повеселило, да и прозвище ей понравилось.

Здесь она последний раз видела свою подругу Ольгу. Судейкина эмигрировала в Париж и умерла там же.

-7

10. Дом у пяти углов. Загородный пр. д 11

Астрофизик Матвей Петрович Бронштейн проживал в доме у пяти углов с женой Лидией Чуковской(дочкой известного писателя Корнея Чуковского). Как и многих ученых, его коснулись репрессии. Супруге сообщили, что Матвея отправили в лагерь на десять лет без права переписки и лишь спустя два года она узнала о расстреле мужа. Сын Анны Ахматовой отбывал в те года ссылку в норильских шахтах. Она часто бывала у подруги Лидии, они собирали посылки и передавали их Льву Гумилеву.

-8

11. Фонтанный дом. Наб. Фонтанки, д 34

В Шереметьевском дворце Анна прожила более 30 лет. Впервые она поселилась здесь с 1918 по 1920 с мужем Владимиром Шилейко, а вернулась спустя 6 лет. Попасть сюда можно было только по пропуску в Арктический институт, и у Ахматовой в графе "должность" указывалось "жилец". «Фонтанка мною обжита...» - говорила Анна. Сейчас здесь расположен музей Анны Ахматовой.
"Я прожила под знаменитой кровлей Фонтанного дворца... Я нищей в него вошла и нищей выхожу"

-9

12. Наб. канала Грибоедова, д 9

С началом войны Анну поселили по этому адресу. Жильцы прозвали его "небоскреб". Ахматова почти не поднималась в свою квартиру, боясь бомбежки и большую часть времени проводила рядом с подвалом, служившим бомбоубежищем. Отсюда ее забрали в эвакуацию в Ташкент.

-10

13. Улица Ленина, д 34

После войны поэтесса вернулась в город, в котором по приказу партии стала лишней. Ее исключают из союза писателей и Анна теряет продовольственные карточки, а это в тяжелое послевоенное время значило одно - голод. Мужество и твердый характер не дают ей сойти с пути, Ахматова не отрекается от своих стихов, не оправдывается.

На улице Ленина она получает последнее свое пристанище в Ленинграде, но место это недолюбливает и много времени проводит на даче в Комарово.

Комарово

1. "Будка". Пересечение Кудринского пер. и Осипенко пер.

Литфонд выделил Ахматовой дачу, которую она прозвала "будкой". Прожив такую тяжелую жизнь она наконец обретает покой у берегов Финского залива. Здесь она продолжает писать, получает признание, к ней в гости приезжают многие известные люди. Один из них, совсем еще молодой, - Иосиф Бродский. Ему она посветила строки:

О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе.

2. Комаровское кладбище

На кладбище, неподалеку от "будки", похоронена выдающаяся поэтесса Анна Андреевна Ахматова...

Земля хотя и не родная,
Но памятная навсегда,
И в море нежно-ледяная
И несоленая вода.
На дне песок белее мела,
А воздух пьяный, как вино,
И сосен розовое тело
В закатный час обнажено.
А сам закат в волнах эфира
Такой, что мне не разобрать,
Конец ли дня, конец ли мира,
Иль тайна тайн во мне опять.

1964 г.

Читайте также:
Как стена Цоя, только лучше. Фонтанный дом
Сохрани мою тень. Иосиф Бродский. Фонтанный дом.