В «День радио» предлагаю публикацию с отдельными историческими фактами распространения радио в автомобилях. Впервые авторадио продемонстрировали в 1904 году. В серийных американских машинах приёмники появились в 30-х годах. В советских машинах радио появлялось по мере расширения их выпуска.
5 требований к первым автоприёмникам:
- Устойчивость к вибрациям
- Высокая чувствительность при малой высоте антенны, ввод которой должен быть экранирован
- Питание от аккумулятора определяло применение ламп с напряжением накала 6V. Для получения анодного напряжения нужен специальный источник тока (динамомашина или трансформатор вибрационного типа)
- Наличие экрана, исключающего помехи от электрических устройств автомобиля
- Возможность управление на расстоянии, что обусловлено установкой массивного прибора в недоступном для водителя месте
ЗИС-101
В СССР с августа 36-го года приёмником комплектовали ЗИС-101. Модель АИ-656 изготавливал Московский завод, носивший имя Серго Орджоникидзе. Модель расшифровывалась:
- буквы Автомобильный, Индивидуальный.
- шесть контуров, пять ламп, выпущен в 36-м году (цифра 6).
Чувствительный приёмник, «ловивший» длинные и средние волны, устанавливался под доской приборов на стенке моторного отсека. Он располагался в металлическом коробе размерами 24,9х18,1х19,5 см изолированном от кузова машины. Для его работы нужен был ток 8,5 А и напряжение 6,3 V.
Громкоговоритель модели ДИ-306 был отдельным узлом, расположенном в стальном экране размерами 21,3х21,3х14,5 см, и располагался вместе с преобразователем напряжения выше приёмника.
Шкалу смонтировали в правой части панели приборов и соединили с приёмником гибкими валами и проводами в экранах. Приёмник можно было включать и выключать, устанавливать уровень звука, настраивать диапазоны и волну. Шкала выполнена в виде круга с 36-ю делениями и подсветкой.
Антенна из латунной сетки располагалась под крышей и была от неё изолирована. Кабель, соединяющий антенну с приёмником, располагался в броне.
ЗИС-110
На правительственном ЗИС-110 с 45-года стали устанавливать приёмник модели А-5, который явился модификацией 656-го. Он стал меньше по размерам. Все его части размещались в одном корпусе, выполняющем роль экрана. Муромский приёмник был в двух исполнениях на 6 и 12 вольт. Общее количество выпущенных приёмников не превысило 300 штук.
Кроме длинных и средних волн, приёмник имел три диапазона коротких волн. Шкала с условной градуировку в виде равных делений. Подсветка шкалы зависела от тембра звука. Такие же приёмники ставились на следующее поколение лимузинов для высших чиновников государства, которым стал послевоенный ЗИМ.
«Победа»
«Третью серию» горьковской «Победы» поставили на конвейер в 55-м году. Она получила много изменений, направленные на улучшение динамических характеристик, надёжности и комфортабельности. В числе элементов, повышающих комфортабельность, были отопитель, часы и радиоприёмник.
Муромский завод к этому автомобилю подготовил двухдиапазонную модель А-8. Его работа, как и предшественника, обеспечивалась шестью лампами. Конструкцию значительно усовершенствовали для массового потребления. Уменьшенные габариты, высокое качество изготовления, новая конструкция антенны выгодно отличали этот приёмник.
В комплект входил антенный кабель длиной 172 см. Он имел экран и присоединялся к приёмнику посредством разъёма, расположенного справа. Приёмник и блок питания располагались в металлических коробах, служивших экранами. Высокое напряжение подавалось вибропреобразователем.
«Москвич»
Массовым применением радиоприёмников в СССР отличился экспортный «Москвич-402» в 56-м году. Он стал третьим поколением московских легковушек и унаследовал лучшие черты своих предшественников, получив значительное количество усовершенствований, в число которых вошёл приёмник модели А-8М.
Монтировался приёмник на панель посредством втулок, через которые пропускались валы ручек настройки, и поддерживающего кронштейна. Гнёзда подключения динамика и антенны установили на бока приёмника. Блок питания располагался ниже. Кабель антенны имел длину 41 см. Комплект весил 7,3 кг.
Около трети 402-х «Москвичей» отправлялись за границу. Его популярность за рубежом была вызвана, в том числе, и установленным в нём радиоприёмником. В то время приёмник считался редкостью на автомобилях аналогичного класса.
Позднее радио в автомобиле стал обыденным делом. Им комплектовались все или почти все машины. Сейчас эта опция присутствует на большинстве автомобилей, часть из них имеют аудиоподготовку для уменьшения стоимости и возможности самому выбрать модель приёмника.
Читайте ещё:
Изучил ТОП-6 автомобилей АвтоВАЗа, проданных в 21 году. Каждая 5-я легковушка в России вазовская, сделал оптимистический вывод
Почему советская Нива остаётся востребованным автомобилем в наше время. Нашёл 5 причин её популярности и понял в чём моя выгода
Одна из последних Волг. 5 причин, помешавших ГАЗ-3105 стать серийной
#авто #история #интересные факты #ссср #транспорт #отечественный автопром #факты #автомобили