Я могу ошибаться, но именно 9-я глава сериала «Следствие ведут знатоки» (1971 – 1989) самая «притянутая за уши», да и вообще, как мне кажется, её по-быстрому сняли только затем, чтобы явить зрителю живого Сашу Томина. После того, как в предыдущей серии он «погиб», на телевидение пришёл мешок писем с требованием «оживить» майора. Когда мы видим его на больничной койке, но всё такого же неунывающего, выдыхаем с облегчением, ибо очень уж безнадёжно закончилась 8-я серия…
О чём же повествуется в Деле №9 – «Свидетель» (1973)? Объяснение – короткое: некий добропорядочный инженер-диспетчер, став свидетелем хулиганского поступка, приведшего (возможно!) к инвалидности потерпевшего, пришёл к Пал-Палычу …с повинной за аналогичное преступление, совершённое им самим пять лет назад. Что побудило этого человека к деятельному раскаянию, остаётся неясным – инженер Власов говорит, что не любит быть должным «ни людям, ни государству».
Мужик малоприятный, закрытый, с двойным донышком и – невероятно одинокий. Актёр Николай Волков хорошо изображал именно таких …мужчин-волков. Тот случай, когда фамилия – говорящая. Лично у меня было странное впечатление, что инженер решил сесть за старый, никем не доказанный и, судя по книге, не зарегистрированный мордобой, чем его сейчас, вот-вот найдут в связи с другим правонарушением. Такое чувство, что он придумывает на ходу все подробности.
И Знаменский должен бы напрячься – в практике (и в детективах) попадались такие случаи. Однако будем считать, что это - моя фантазия. Вернёмся в начало фильма. Итак, мы видим красотку Риту в коротком платьице, к которой пристаёт здоровенный мужик (недоучившийся юрист, а ныне – создатель кладбищенских памятников – эффектно, чёрт побери!) Но тут появляется Лёша, парень той девушки и вспыхивает ссора, перешедшая в драку. Ситуация не в пользу юноши.
За всем этим невольно наблюдает вышеуказанный Власов, единственный свидетель происшествия. Он даже пытается утихомирить громилу. Итог – печален. У Лёши опасное сотрясение мозга, отразившееся на зрении – мы так и не знаем, удалось ли тому вернуться к нормальной жизни, а ведь мальчик-то – будущий архитектор, то есть визуал и для него глаза – это всё. Почему авторы не соизволили «спасти» глаза этому герою?
Хотя, есть догадка – почему. В те годы было много драк и стычек, особенно в кварталах-новостройках, а показав, что обыденное хулиганство, сопровождающееся несильным ударом, способно изуродовать будущее жертве, преступнику, родственникам того и другого, создатели выполняли дидактическую функцию. Мол, вот что бывает. В советских детективах всегда соблюдался баланс развлекательной и воспитательной части, но в этой главе - крен в сторону «предупреждения правонарушений».
Зрителю, конечно, оставляют надежду, что оптимистичный Лёша всё-таки выправится, а его отец и невеста Рита будут поддерживать, что бы ни случилось. Да, насчёт инженера. Что там было в первоисточнике Ольги и Александра Лавровых? «Не значилась в сводках драка у Никитских ворот ни с травмой черепа, ни без. Никто не заявлял о подобном происшествии. Потерпевший утёрся и перетерпел свою ссадину без милиции…» То есть потерпевшего нет.
Zina Korzina (c)
- Статьи о некоторых делах Знатоков:
1. Дело № 4. Пирожные и муж-предатель.
2. Дело №6. Подпольная миллионерша, золото и бельгийский браунинг.
3. Дело №10. Мусор и манекенщицы.
4. Дело №11. Мажор и его мамочка.
5. Дело № 13. Плохие и хорошие парни, пистолет ТТ и любовь Пал-Палыча.