Всем доброго дня! Сегодня я хотел бы поговорить с вами о цикле картин Великого русского художника Василия Васильевича Верещагина.
Он имел право оставаться вне войны, он имел право оставаться при штабе, он имел право... Но он пошел в самый Ад - на передовую. Почему? Я полагаю, лучше самого Василия Васильевича об этом не скажет никто:
Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, — участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... нужно не бояться жертвовать своей кровью... иначе картины мои будут „не то“.
И в своем итоге Василий Васильевич создал то, что потрясло мир.
Каждая его картина все наращивала и наращивала темп, с каждым полотном Василий Васильевич Верещагин все больше и больше открывал занавесу реальной войны, реального ужаса.
Цикл начинается с довольно мирной, а можно сказать и милой картины "Адъютант", но заканчивается эта серия... Об этом мы поговорим чуть позже.
С каждым полотном Василий Васильевич наращивал ужас и боль в своих работах и вот перед нами уже стоит легендарная картина "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной".
Это полотно стало переломом в цикле, после данной картины мы начинаем видет все более и более страшное лицо истинной войны... Однако даже здесь страшные пожары мирного города на заднем плане, ужасающие раны воинов, сброшенные на земли винтовки, которые еще несколько часов назад несли горе и смерть...
Вообще эти самые брошенные винтовки выставлены на передний план не случайно... Они в первую очередь бросаются нам в глаза, они и стоящий во весь рост солдат, с набухшим от крови бинтом вокруг головы, который будто бы продолжает собой измученное и израненное тело, врастает в него, становится с ним одним целым...
Брошенные винтовки - это проклятие войны, это желание абсолютно также втоптать ее в землю, сбросить ее на обочину дороги...
В дальнейшем Василий Васильевич Верещагин говорит нам об одной из самых лицемерных сторон войны - о празднике победителей. Он помещает на передний фон исковерканные трупы солдат, а на заднем фоне изображает празднующую армию, как бы говоря нам:
"Вот в таком порядке должна восприниматься настоящая война, а не наоборот... Одумайтесь.... Посмотрите то, к чему Она на самом деле приводит людей".
Ну а финальная картина этого цикла просто сносит голову.... Я думаю, что никаких пояснений или вообще каких-либо слов она не требует... Давайте помолимся о павших, это все, что хочется сказать, глядя на нее:
Закончить свою статью я хочу фрагментом письма Василия Васильевича Верещагина к Павлу Михайловичу Третьякову:
«Передо мною, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады».