Вслед за резким ростом спроса на кредитование в конце февраля, за март кредитный рынок рухнул аж на 91%, то есть почти в два раза. Объясняется это довольно просто: в конце февраля и самом начале марта люди пытались купить машины либо по старым, либо по новым, но еще не слишком поднявшимся ценам на автомобили. Деньги в копилке на покупку машины были далеко не у всех, поэтому люди пошли в банки за кредитами.
В марте уже стало совершенно понятно, что по старым или хотя бы близким к старым ценам купить ничего не получится, и люди немного охладили свой пыл к кредитам. Далее ЦБ поднимает ключевую ставку до рекордно высоких значений, и кредиты становятся недоступными для большинства людей. Итого за март мы увидели почти двукратное падение спроса на кредиты. А как дальше производители планируют продавать свои машины по выросшим в полтора-два раза ценам, если люди не будут оформлять кредиты?
Вопрос кажется наивным, но на самом деле он довольно логичен: продать товар нужно, у людей денег на его покупку нет. Кому его будут продавать? Машина — это не хлеб и не молоко, они не черствеют в салонах и обладают довольно длинным "сроком годности", но тем не менее без продаж не будет движения средств, а это грозит закрытием многих салонов и представительств.
Пока нет четкой статистики за апрель (аналитики еще не успели все подсчитать), но понятно, что количество выданных кредитов немного выровнялось по сравнению с провальным мартом. ЦБ немного опустил ключевую ставку, упал доллар, слегка осели цены в автосалонах. И люди, постепенно оправляющиеся от шока, начали понемногу брать деньги в долг. Все равно понятно, что быстрого роста не будет: люди все еще боятся влезать в долги и, кстати, правильно делают. Но хотя бы появились первые подвижки.
При этом нужно помнить, что автомобили до сих пор остаются дефицитным товаром. Люди до сих пор хотят их купить в бóльших количествах, чем есть предложений на рынке. Именно поэтому и держатся необъективно высокие цены при относительно низком курсе доллара. Поэтому ответ на вопрос о том, как будут производители продавать свои машины, если люди не хотят брать кредиты, очень простой: "Как-то!"
Рынок — штука саморегулирующаяся. Если не будет спроса на машины, производители будут вынуждены снижать цены. Если будет мало машин, люди будут вынуждены платить за них больше денег. Если денег у людей нет (а их нет), то им придется брать кредиты, какие бы проценты ни выставил банк, либо ездить на том, что уже есть.
Эти три вектора рано или поздно уравновесят друг друга в какой-то точке, и это будет новая реальность нашего авторынка. Кому-то из брендов придется уйти, потому что его продукцию не будут покупать. Людям придется либо покупать более старые авто, либо спускаться ниже классом, а кому-то даже вообще придется отказаться от автомобиля.
Банкам придется предлагать какие-то вменяемые инструменты кредитования, потому что иначе они тоже могут разориться. В общем, будет "как-то". Только пока не совсем понятно, как именно...
А что думаете вы, как будет?