Найти тему
НУАР-NOIR

Фильм, подводящий сомнительную черту под скандинавским нуаром

-2

Недавнюю киноленту «Поездка» (2021) заставило посмотреть то обстоятельство, что мнения обозревателей разделились. Одни сказали громогласное: «Фу!!!». Вторые заметили, мол, у вас плохо с чувством юмора, это - же комедия, а вы душные морализаторы. Поскольку на понимание даже самых отвязных криминальных комедий никогда не жаловались, то решили всё-таки оценить, о чём же идёт речь.

Норвежский режиссер Томми Виркола в очередной раз решил адаптировать под массового зрителя некие устоявшиеся субкультурные аспекты. Если раньше это были зомби-нацисты из «Мёртвого снега», что было ироничной импровизацией на темы всякого рода рейхсужасов и прочих военных хорроров, то сейчас он замахнулся на формулы классического нуара.

Надо сказать, что первая полвоина фильма «внушала надежды». По крайней мере, неспешно набиравшее обороты действие вызывало в памяти множество классических кинокартин. Сразу же отметим, что оригинальное название звучало как «… и в горе», что было частью брачной формулы («Клянусь любить тебя в горе и в радости, а богатстве и бедности»).

Но как учит русская пословица, не надо зарекаться от сумы и от тюрьмы. Сума в данном случае – это атрибут нищенства, того самого состояния, в которое внезапно может впасть внешне благополучная пара. Он – режиссер-лузер, она – актриса-неудачница. И ещё за поеданием стейков и потягиванием дорогого вина до зрителя доносят мысль, что те должны баснословную сумму денег.

Кадр из фильма «Поездка» (2021)
Кадр из фильма «Поездка» (2021)

Всё остальное вполне предсказуемо, так как каждый из супругов задумал убить свою половинку. Хотя поначалу это кажется проявлением ревности. Однако по мере развития сюжета выясняется, что виной всему страховка. Вот он вечный мотив нуара, который «золотыми буквами» вписан в каноны мрачного жанра со времен «Двойной страховки».

Кадр из фильма «Поездка» (2021)
Кадр из фильма «Поездка» (2021)

И вот с этого места действие начинает буксовать, ибо до боли напоминает «Мистера и миссис Смит», только перенесенное в Скандинавию, в край озер и рек, на берегу которых стоят уютные коттеджы. И не на шутку озадачиваешься, кто же из оных супругов останется в живых, если бы не гости, коих совершенно не приглашали на порог.

Кадр из фильма «Поездка» (2021)
Кадр из фильма «Поездка» (2021)

Когда в качестве мрачного предвестника использован телевизор, сообщающий, что из тюрьмы сбежали три опасных рецидивиста, то понимаешь, что в какой-то миг они заглянут на огонек. Можно даже предположить, что в момент самого ожесточенного драматического накала.

Кадр из фильма «Поездка» (2021)
Кадр из фильма «Поездка» (2021)

Также сюжетный элемент, заимствованный из нуара (можно вспомнить фильм 1948 года «Западня»). Хотя в данном случае фактически один в один копируется конструкция фильма 2020 года «Бекки». Отличия лишь два. Во-первых, норвежец всё приправил изрядной порцией туалетного юмора, что плохо само по себе. Во-вторых, лишил незнакомцев всякого смысла.

Кадр из фильма «Поездка» (2021)
Кадр из фильма «Поездка» (2021)

Беглые уголовники настолько глупые, что удивительно даже не то, как они сбежали из тюрьмы, а как они там оказались: для создания неких криминальных умыслов надо обладать хотя бы формальным наличием интеллекта. А ещё в «Бекки» была скрытая от зрителя загадка. А именно, девочка смогла дать жесткий отпор бандитам, так как сама готовила «массовое преступление».

Кадр из фильма «Поездка» (2021)
Кадр из фильма «Поездка» (2021)

В случае с «Поездкой», сюжет проваливается в какую-то «багровую вакханалию», которая может показаться смешной лишь тем, кто никогда не видел действительно «весёлого трэша». Одним словом, пусть лучше Виркола и дальше снимает как-бы-хорроры про дохлых нацистов.