Была такая актриса в Петербурге Александра Ивановна Куликова, в Александринском театре, где училась в театральном училище у Щепкина, и уже в 13-15 лет зарекомендовала себя как талантливейшая актриса, а затем в Москве в Малом - Александра Ивановна Куликова-Шуберт-Яновская. Она родилась в 1827, но воспитывалась сначала у брата в Петербурге. Но потом обстоятельства заставили переехать Александру Ивановну Куликову в Москву к сестре, тоже известной актрисе, Прасковье Ивановне Орловой, женщине талантливой, но жесткохарактерной, бездетной и при сильно пьющем муже. Обе сестры заблистали на Московских сценах.
В доме сестры жил сестрицын воспитанник, рано осиротевший, только что окончивший московскую театральную школу двадцатилетний актер Малого театра Михаил Андреевич Шуберт, человек «тихий, кроткий и несамостоятельный». Молодые люди полюбили друг друга и, вопреки воле родных, по упорному настоянию Александры Ивановны, которая решила вырваться на свободу из под ига сестры, 17 апреля 1846 года они поженились. Теперь известная актриса Куликова стала Александрой Ивановной Шуберт - с вполне театральным водевильным именем. Но... никакой свободы не случилось, и супруги Шуберт продолжали жить у Орловых в полной зависимости от них, хотя оба служили в театре.
7 января 1847 года у молодой четы родился сынок - Михаил Михайлович Шуберт. Забегая вперед следует сказать, что, оказывается, Федор Михайлович Достоевский знал Мишу Шуберта - младшего еще 13-летним мальчиком, так как в письме к Александре Ивановне Шуберт от 3 мая 1860 Достоевский просит ее: «Пожмите за меня руку Вашему сыну, Михаилу Михайловичу. Какой милый мальчик».
Папаша же Михаил Андреевич Щуберт был типичный неудачник. По словам Александры Ивановны, ее муж был «совершенно беспамятный, не мог учить ролей и потому очень робел на сцене и не любил театра". Однако Шуберт имел талант редкий, почти страсть — «прекрасно работал на столярном станке… Он по всем правилам математического расчета сделал в миниатюре Большой театр и фигуры, где очень натурально ходили по сцене". Вот эта черта Шуберта и стала прототипом одной из черт характера губернатора фон Лембке в «Бесах» Достоевского, по признанию самого автора.
Летом 1847 года Орловы и Шуберты получили приглашение в Одессу и покинули Малый театр. Александра Ивановна рассталась с Москвой на шесть лет, ее водевильный талант покорил публику Одесского Русского театра и театральных критиков. В Одессе Александра Ивановна занялась самообразованием, а ее актерское мастерство отточилось и заблистало с новой силой. Она переписывалась со своим учителем Щепкиным, наверное, тайно в нее влюбленным или относящимся по-отечески. Несмотря на то, что они с мужем каждый день блистали на сцене, Александра Ивановна ухитрилась подарить Шуберту троих детей, почти без отрыва от сцены. В 1849 родился второй сын Александр Михайлович Шуберт (1849–1894), а в 1851 - третий сын Владимир Михайлович Шуберт (1851–1861).
Наконец, в начале 1850-х, драматические актеры супруги Орловы перестали опекать чету Шубертов, несколько раньше уехав из Одессы в другой театр. Но супруги Шуберт не долго пользовались самостоятельностью, через некоторое время они расстались, и Александра Шуберт даже пошла на разрыв с сестрой, осудившей этот шаг. Супруги Шуберт разъехались в 1853 году: Михаил Андреевич отправился играть в Харьков, а Александра Ивановна с тремя детьми вернулась в Петербург. Больше супруги Шуберт никогда не виделись. И 30 июля 1855 года Михаил Андреевич Шуберт умер от холеры (по другим сведениям — от тифа) в городе Кромы. Ему было всего тридцать четыре года.
В Петербурге для Шуберт началась новая жизнь. Возобновилась служба в Александринском театре. Возник новый круг общения. Успех она имела всегда. А 4 марта 1854 года Тургенев и Григорович повезли А. В. Дружинина, будущего знаменитого автора «Полиньки Сакс», знакомиться с Шуберт.
В ту пору Александра Ивановна уже встретила Степана Дмитриевича Яновского. Степан Дмитриевич, по общему признанию, был представителен, красив, образован, велеречив, тщеславен, педантичен до занудства. Любил ораторствовать. Яновский родился в 1817 году в Курске в семье исправника. Окончил московское отделение Медико-хирургической академии, был военным врачом, служил в Министерстве внутренних дел советником департамента врачебных заготовлений, в тридцать шесть лет был статский советник — генерал. Он писал и печатал статьи по вопросам медицины, но больше — по общественным вопросам. Взаимное влечение Яновского и Александры Шуберт оказалось глубоким и сильным. И они стали жить гражданским браком, а после смерти ее первого мужа, поженились.
Аполлон Николаевич Майков, друг и пациент Яновского, в 1846 году познакомил его с Достоевским, ввел в литературный круг. Яновский лечил Достоевского, они часто встречались, много разговаривали. Доктор даже посетил ссыльного писателя в Семипалатинске. Степан Дмитриевич Яновский даже послужил отчасти прототипом Степана Трофимовича Верховенского в тех же «Бесах».
Спустя несколько лет, оказалось, что врач Яновский и актриса Куликова-Шуберт были совершенно разные по духу, воспитанию, образованию и темпераменту, что вскоре стало сказываться на их семейной жизни. Сам Ф.М. Достоевский ходил у Александры Ивановны в поклонниках с 1859 и написал ей три письма, что раздражало Яновского. Поговаривают, что Достоевский даже был влюблен в Шуберт... К 1860 году Александра Ивановна уже совершенно охладела к мужу, посягнувшему на свободу ее личности, стремившемуся разлучить ее с театром, с друзьями, даже с детьми от первого брака. Ей надо было обращаться к мужу за каждой копейкой и выслушивать при этом его нотации, мелочные расчеты, нудные проповеди, чем более Яновский продвигался по службе, тем решительнее проявлял себя самодуром в домашнем быту, сохраняя на людях маску лицемерия, он всем говорил, что женат на актрисе, считая, что люди сочтут его прогрессивным. В быту же Яновский без конца попрекал жену тем, что посадил себе на шею обузу - ее троих детей от первого брака. Бедным ее детям доставалось более всего, он не разрешал им есть десерт на обед, считая, что они того не достойны. Это было выше сил Александры Ивановны.
В январе — феврале 1870 года журнал «Заря» опубликовал рассказ Достоевского «Вечный муж». В персонаже - Трусоцкого многие увидели Яновского. Дело в том, что в жизни Степана Яновского был один нелицеприятный эпизод. В марте 1854 года, когда роман Александры Шуберт и Степана Яновского был в самом разгаре, у его приятеля В. О. Ивановского умерла жена. Разбирая бумаги покойной, Ивановский узнал о ее давней связи с Яновским, о том, что один из их сыновей — является сыном Яновского. Под неопровержимостью улик Яновский в апреле этого же 1854 года выдал Ивановскому заверенную свидетелями бумагу, согласно которой он брал на себя обязательство воспитать у себя своего фактического сына — шестилетнего Юзю Ивановского. Весь этот эпизод из жизни Яновского и лег позднее в основу романа Достоевского “Вечный муж”». Яновский, по характеру более близкий Трусоцкому, в этот момент своей биографии оказался в положении Вельчанинова. Но по мне, так он похож на Каренина из "Анны Карениной" Толстого.)))
В те дни открывшееся обстоятельство с Яновским заставило Александру Ивановну Шуберт проявить редкое мужество и простить Степана, в то время в 1854 она его просто любила, еще будучи формально замужем за Шубертом, но проживая врозь с первым мужем. Александра тогда переехала к Яновскому, чтобы наладить его быт, стать матерью его сыну Юзе. Ее сестра Орлова и брат Куликов отвернулись от Александры, опозорившей семью. И только после смерти ее первого мужа Шуберта и бракосочетания Александры с Яновским родственники с ней помирились.
Весной 1860 года, решив расстаться с Яновским, Александра Шуберт перебралась в Москву, начала играть в Малом театре. А Достоевский специально отправился в Москву на ее дебюты. В водевилях Шуберт имела привычный успех, но роль Марьи Андреевны («Бедная невеста» А. Н. Островского), которую она взяла в свой бенефис, являлась почти полным провалом - не удалась.
После дебютных спектаклей играла Александра Шуберт очень редко, ей было совсем не до театра. Несмотря на плохие отношения с мужем, она ухитрилась родить во втором браке еще 4-х детей. А осенью того же 1860 года ее пока еще законный муж Яновский переехал в Москву, получив перевод по службе. Еще год они пытались как-то наладить общую семейную жизнь. Но, увы, напрасно. У Александры Ивановны начался бурный роман с Митрофаном Павловичем Щепкиным - троюродным племянником Михаила Семеновича Щепкина, который был публицистом и общественным деятелем, человеком уважаемым, известным передовыми взглядами, он дружил с Львом Николаевичем Толстым. Впечатлительных женщин, Митрофан Щепкин поражал «львиной шапкой своих густых волос». Чем поразил Александру Ивановну Щепкин, неизвестно, но 12 сентября 1862 года Александра Ивановна Шуберт-Яновская "вдруг" родила от Митрофана Павловича Щепкина дочь — Зинаиду Степановну Яновскую, которая стала 9-м ребенком в семье. Таким образом законный ее супруг Яновский из персонажа Вельчанинова превратился в Трусоцкого. И тогда супруги Янковские окончательно расстались. Кому остались дети, история умалчивает. С Митрофаном Павловичем Щепкиным жизнь у Александры тоже не сложилась, хотя он был холост и любил дочку Зиночку. Но через несколько лет Щепкин неожиданно женился на другой, что явилось для Александры Ивановны страшным ударом.
Александра Ивановна Шуберт (это осталось ее театральным именем) подала в отставку в театре, получила две трети пенсии, так как из-за многочисленных перерывов по родам и болезни не выработала положенный срок, и отправилась играть в провинцию, вновь поссорившись с братом и сестрой. Только в 1867 году, над гробом матери, младшая сестра получила прощение. Два года Шуберт провела в Орле и Туле, потом — опять Малый театр и опять провинция: Вильно, Саратов, Казань, Тверь, Тамбов, частные летние театры под Москвой и Петербургом — и такие гастроли по России почти двадцать лет. В 1882 году закончились скитания Шуберт по России, так как от драматурга А. А. Потехина она получила приглашение опять на Александринскую сцену. Директором театров недавно стал И. А. Всеволожский, а Потехин стал его помощником и из гуманистических соображений дал Шуберт возможность выслужить полную пенсию. Играла Шуберт мало, появлялась на сцене редко, но пенсию выработала. В 1890 году 63 летняя Шуберт ушла в полную отставку после бенефиса к ее 50-летию на сцене. Сначала проживала она в скромной по тем временам 3-х комнатной квартирке в Питере. А затем переехала и оставшиеся ей годы Александра Ивановна Шуберт тихо жила в Крыму, читала, продолжала интенсивную переписку с многочисленными друзьями, старыми и новыми, приводила в порядок свои воспоминания, частично их публиковала. Она умерла в Москве после третьего инсульта, 11 января 1909 года. По свидетельству внучки, последними словами Александры Ивановны были: «Здесь, на белом свете, старушка божия жила…». Она пережила семь из своих 9-ти детей. А вот дети ее и внуки и их дальнейшая судьба очень интересны.
Алена Ли. (может быть будет продолжение.)