Найти тему
Галина Дегтерева

Анализируем произведение: интересно, увлекательно, познавательно

Когда подписчики смотрят видео с моих уроков литературного чтения они часто задают мне вопрос: “Почему ученики во время чтения вопроса по анализу произведения хлопают?”

Всё очень просто, это один из приёмов по работе с литературным произведением. Во время рассказа о создании серии учебных пособий “Моя шкатулка: справочник” и “Моя шкатулка: лесные жители” я упоминала тетради по литературному чтению для 1 и 2 класса “Читая - думаю” (Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д.). В этих учебных пособиях используется система вопросов.

-2

Эти приёмы разрабатывала Ольга Николаевна Бершанская, во время проведения исследования для своей диссертации “Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения”.

Поговорим об этих приёмах подробнее.

Предлагаемые приемы объединены в три группы, различающиеся степенью самостоятельности школьников при постановке вопросов к тексту.

Первую группу составляют приемы, предусматривающие восстановление учащимися вопросов. Восстановление в вопросе пропущенных слов. Школьникам на доске или на карточках предъявляются вопросы к тексту с пропусками. На месте пропусков при чтении вопроса дети хлопают. Например, для анализа русской народной сказки «Лиса и рак» учащимся могут быть предложены следующие неполные вопросы:

  • Что предложила ... раку?
  • Почему лиса выбрала в соперники ...?
  • Кто ... в этом соревновании?
  • Как удалось ... выиграть состязание?
  • Могла ли ... закончится иначе?

Задание может быть сформулировано учителем («Вставьте в вопросы пропущенные слова. Задайте вопросы одноклассникам») или самими учащимися на основе внимательного ознакомления с предложенной записью.

(Восстановленные вопросы: Что предложила лиса раку? Почему лиса выбрала в соперники рака? Кто победил (выиграл; проиграл; участвовал) в этом соревновании? Как удалось раку выиграть состязание? Могла ли сказка (история) закончится иначе?)

Используя этот прием (как и следующие), можно организовать работу класса в группах: каждая группа учеников работает с вопросами к одной части произведения, совместными усилиями восстанавливает их, а затем задает вопросы классу по своей части в порядке очередности.

2. Восстановление деформированного вопроса. По аналогии с упражнениями, выполняемыми на уроках русского языка, в работу по анализу литературного текста (например, рассказа А.П. Гайдара «Совесть») может быть включено задание с использованием следующей записи:

день, Нина, нового, в, узнала, этот, что?

Познакомившись с записью, школьники могут самостоятельно сформулировать задание: «Нужно составить из слов вопрос, задать его одноклассникам и ответить на него».

(Что нового узнала Нина в этот день?)

3. Исправление ошибок в вопросах. Учащимся предлагается перечень вопросов к тексту или к части произведения, некоторые из которых сформулированы с неточностями.

Задание: «Прочитайте вопросы. Какие неточности вы заметили? Исправьте ошибки. Задайте вопросы одноклассникам». Например, для анализа первой части рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга» школьникам могут быть предложены следующие вопросы с ошибками:

  • Почему автор и его друг Рувим пришли в восторг?
  • Как выглядел кот?
  • Что можно сказать о характере кота по его внешнему виду?
  • Почему кота прозвали Воришкой?
  • Какие чувства у вас вызвали «бандитские проделки» кота?
  • Хотелось ли вам, чтобы кот был пойман и наказан?
(Неточности содержатся в первом (в восторг / в отчаяние) и четвертом вопросах (Воришкой / Ворюгой).
-3

-4

Для приобретения пособий вы можете написать мне в моём сообществе ВКонтакте. Пособия можно приобрести только у авторов!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!

#начальнаяшкола #учитель #образование #литературное чтение #читаядумаю #преподавание