Найти тему
33,6K подписчиков

Боевые катера. Блокадные "утюжки". Бронированные малые охотники «БМО» проекта 194

4K прочитали

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.

Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней. Самыми востребованными кораблями стали не линкоры, крейсера и подводные лодки, а скромные небольшие корабли-торпедные катера, тральщики, малые и большие охотники, катера различного назначения, на которых легло охранение конвоев, разведывательно-диверсионные и десантные операции, дозорно-сторожевая и спасательная служба, противолодочная оборона и уничтожение вражеских кораблей и судов, траление проходов и поддержка десантов.

Одним из катеров, удачно проявивших себя с самого начала войны стал малый охотник МО-4.

Свою универсальность катера типа МО-4 подтвердили на всех морских театрах воины. По совокупности выполнявшихся тактических задач они практически не имели себе равных среди надводных кораблей флота.

Однако были очевидны и его недостатки, "мошки" несли большие потери на маленьких незащищенных кораблях. Жизненно важные части корабля: бензо-отсеки, ходовая рубка, моторные отсеки и боевые посты артиллеристов нуждались хотя бы в противопульной и противоосколочной броне.

«В упорных и ожесточенных схватках с врагом все более ощутимо сказывалось отсутствие на охотниках хотя бы легкой брони, которая могла бы защитить от пуль и осколков жизненно важные места».

В итоге летом 1942 года по заданию командующего Балтийским флотом вице-адмирала В. Ф. Трибуца начались проектные работы над малым охотником, защищенным броней. Нужен был быстроходный, хорошо вооруженный бронированный катер.

Бронированный малый охотник (БМО) нельзя было создать, просто обвешав броней деревянный корпус предшественника, рост водоизмещения, нарушение распределения весов в конструкции, превращали боевой катер в малоподвижное и маломореходное сооружение.

Группу конструкторов Адмиралтейского завода возглавили Ю. Деревянко и В. Мудров. Общее наблюдение и координация в проектировании и постройке катера было поручено Александре Николаевне Донченко. Она занималась подбором ленинградских предприятий-смежников и отбором доступного оборудования, участвовала в проектировании и постройке.

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-2

Александра Николаевна, на минуточку, единственная в СССР женщина, окончившая военно-морскую академию, кандидат технических наук, инженер-капитан 1 ранга, руководитель группы проектировщиков военных кораблей и подводных лодок. Потомственный корабел (дед, отец и старший брат инженеры-строители флота). Закончила Николаевский кораблестроительный институт, принята в академию по личному разрешению Ворошилова. За разработку и постройку БМО приказом по КБФ №: 121 от: 22.11.1943 года инженер-майор Донченко награждена орденом Красной Звезды. В 1962 году была наблюдающим строительства опытовой атомной подводной лодки К-27.

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-3

Кстати, Донченко не единственная женщина в Ленинграде, оставившая след в судостроении. Строительством рейдовых тральщиков проекта 253Л на Средненевском судостроительном заводе руководила инженер-строитель этого завода Мария Петровна Ре́мпель, лауреат Сталинской премии второй степени. Эти тральщики очищали Финский залив от морских мин и после войны.

24 августа 1942 года был готов эскизный проект. Проект БМО был разработан всего за 15 дней. С учетом технологических возможностей ленинградских предприятий он был максимально упрощен, имел прямые обводы корпуса, сваренного из трех блоков. Для изготовления средней части и рубки были использованы складские запасы бронелистов для легких танков. Широко использовались готовые агрегаты и узлы.

Для корректной работы гидроакустической аппаратуры по поиску подводных лодок необходимо было уменьшить уровень собственных шумов корабля на ходу. Для этого поставили отдельный 80-сильный малошумный двигатель.

Для малошумного хода на небольшой скорости мы поставили отдельный 80-сильный двигатель, который, гидроакустикам практически не мешал. Однако на полном ходу его неработающий гребной винт создавал бы довольно большое сопротивление, которое «съедало» бы несколько узлов скорости! Пришлось пойти на усложнение конструкции и сделать так, чтобы этот винт мог свободно вращаться под действием набегающего потока.- руководитель созданной при заводском КБ проектной группы, ответственный конструктор БМО Алексей Николаевич Тюшкевич.

Несмотря на голод, холод, обстрелы, блокаду, бомбежки и нехватку абсолютно всех материалов, оборудования и специалистов, головной корабль построили всего за два месяца. Во многом благодаря использованию готовых агрегатов и применению новых технологий.

С Большой земли поступали авиамоторы по 1200 л. с., часть вооружения и приборов.

Во время постройки головного БМО рабочими, мастерами и инженерами было подано около -двухсот рационализаторских предложений, которые сокращали сроки строительства, упрощали и удешевляли. Вместе с рабочими трудились моряки с крейсеров "Киров" и "Максим Горький" на сборочных, монтажных и других работах. На помощь судостроителям пришла также большая группа работниц с кондитерской фабрики им. К. Самойловой. Женщины стали работать разметчиками, судосборщиками, сварщиками и даже кузнецами и сталеварами. Работали и подростки 12-15 лет.

5 ноября 1942 года катер при 95% готовности был спущен на воду. Так как устье Невы и южная часть Финского залива уже покрылись льдом, то на испытания в Кронштадт его пришлось вести в составе каравана с сопровождением ледоколов.

Головной катер БМО зимует в Кронштадте. Зима 1942—1943 гг.
Головной катер БМО зимует в Кронштадте. Зима 1942—1943 гг.

Перед проведением испытаний место для них закрывалось дымовой завесой, во избежание обстрелов со стороны противника. Однако зима 1942-1943 годов тоже была холодной, вскоре Финский залив замерз полностью и испытания в 1942 году завершить не удалось, заканчивали весной 1943 года. По их итогам чертежи были скорректированы и в 1943 году переданы в серийное производство. Балтийцы прозвали БМО "утюжками".

Осенью 1943 года флоту была сдана первая партия БМО. Получал катера прославленный катерник-орденоносец (орден Александра Невского!) ст. лейтенант И. П. Чернышев.

"У одной из стенок завода стояла большая группа новеньких, сиявших свежей краской бронированных охотников, чем-то действительно напоминавших утюжки и имевших непривычные бортовые номера, начинавшиеся на 5. У Других стенок и на строительной площадке находились катера следующих партий в различной степени готовности. Это вызывало гордость за Ленинград, за труд его людей, за их внимание к флоту!"-И. П. Чернышев.

Блокадный город, переживавший чудовищные трудности, продолжал делать для фронта вооружение. Всего в Ленинграде построили 66 бронированных малых охотников «БМО» проекта 194. Служили они только на Краснознаменном Балтийском флоте.

Корпус катера стальной, моторный отсек, цистерны и рубка защищались броней. Катера оснащались двумя главными моторами и одним мотором экономического хода.

Катер имел несколько вариантов вооружения, на первых вместо 1x1 45-мм 21-КМ в корме устанавливалась спарка ДШК или 1х2-12,7 Кольт-Браунинг на тумбовых установках, на некоторых кораблях в турели на рубке устанавливали один ДШК вместо спарки. С 1944 года кормовой спаренный 12,7-мм пул. заменялся на 45-мм пушку 21-КМ. Против подводных лодок использовались два бомбосбрасывателя (12 ГБ) или 10 мин.

В ходе серийного производства и ремонтов поврежденных катеров, в конструкцию вносились необходимые изменения. Если головной катер выходил на глиссаде на 26 узловую скорость, то в дальнейшем носовая часть катеров была усилена для увеличения ледокольных возможностей. В итоге в десантных операциях БМО продемонстрировали успешное преодоление ледяной корки толщиной 6-7 см.

Когда БМО № 502 у Толбухина маяка выскочил на камни, после снятия на обшивке были только незначительные вмятины. За это пришлось платить скоростью, которая летом 1944 года на сдаточных испытаниях упала до 19-21 узла. С этим пришлось смириться.

Были также улучшены условия обитаемости — вместо тонкого слоя пробковой изоляции стали обшивать деревом, стала более надежной конструкция броневой палубы, появилась возможность использования БМО а качестве минного заградителя.

Проект в женских руках оказался удачным, а постройка в блокадном Ленинграде прогрессивным поточным методом- быстрой. БМО стал универсальным боевым кораблем для операций от Кронштадта до германских портов. Катера ставили и тралили мины, гоняли вражеские подлодки, встречали и провожали подлодки Балтфлота при боевых выходах, высаживали и поддерживали огнем десанты, конвоировали транспорты, несли дозорную службу. Быстроходные, маневренные, с небольшой осадкой, они могли вплотную подходить к берегу.

Даже тонкое танковое бронирование защищало машины и экипаж от пуль и осколков, а вооружение позволяло уверенно вступать в бой с вражескими катерами и обороняться от авиации.

По отзывам балтийцев БМО был удачным проектом.

Несколько катеров было построено на средства, собранные советскими пионерами, комсомольцами, трудящимися и военными, они носили названия в честь своих "спонсоров":
БМО—520 «Чкаловец» (28.05.44), БМО—521 «Юный чкаловец», затем «Чкаловский комсомолец» (26.06.44), БМО—522 «Чкаловский пионер» (14.06.44), БМО—523 «Хабаровский комсомол» (26.07.44), БМО—524 «Балтиец» (14.06.44), БМО—525 «Герой Советского Союза Котов» (26.06.44), БМО—527 «Тамбовский осоавиахимовец» (31.07.44), БМО—530 «Конструктор — судостроитель» (26.06.44), БМО—538 «Советский старатель» (25.09.44).




 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-5
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-6
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-7
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-8
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-9
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-10
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-11
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-12
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-13
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-14

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-15
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-16

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-17
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-18
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-19
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-20
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-21

I — гюйсшток с полуклюзом и штаговым огнем, 2 — битенг (буксирный), 3 — шпиль ручной, 4 — зенитный 37-мм автомат, 5 — ходовая рубка, 6 — судовой колокол, 7 — мачта, 8 — фонарь кильватерного огня, 9 — фонарь топового огня, 10 — фонари клотиковых огней (верхний — белый; нижний — красный), 11 — брейд-вымпел командира дивизиона кораблей, 12 — военно-морской .флаг, 13 — сигнальный прожектор, 14 — спаренный пулемет ДШК на турели, 15 — броневой барбет, 16 — ручная сирена, 17 — веха, 18 — путевой компас, 19 — ограждение ходового мостика, 20 — спаренный пулемет системы «кольт» с броневым щитом на тумбе, 21 — сходня, 22 — леерное ограждение, 23 — вентиляционный раструб (2 шт.), 24 — 45-мм артиллерийское орудие с броневым шитом, 25 — лотковый бомбосбрасыватель, 26 — морские дымовые шашки (МБДШ), 27 — флагшток с фонарем нижнего кильватерного огня, 28 — буксирный рым, 29 — фальшборт, 30 — люк (6 шт.), 31 — якорь Холла, 32 — палубный клюз, 33 — цепной палубный клюз, 34 — винтовой стопор якорной цепи, 35 — вентиля-ционный раструб (6 шт.), 36 — кнехт (6 шт.), 37 — киповая планка (2 шт.), 38 — кранец первых выстрелов, 39 — ревун, 40 — фонари бортовых отличительных огней, 41 — обтекатель гидроакустической станции «Дракон», 42 — лучевая радиоантенна, 43 — дверь (2 шт.), 44 — спасательный круг (2 шт.), 45 — ящик с сигнальными флагами, 46 — штурвал, 47 — машинный телеграф, 48 — дверь (2 шт.), 49 — решетка, 50 — привальный брус, 51 — съемная крышка над машинным отделением, 52 — иллюминатор с решеткой, 53 — газовыхлоп (2 шт.), 54 —кранец первых выстрелов, 55 — глубинные бомбы (12 шт.); 56 — гребной винт с валопроводом и кронштейном (2 шт,), 57 — гребной винт экономического хода, 58 — корзина под дымовые шашки, 59 — перо руля, 60 — футшток, 61 — минные рельсы, 62 — минный скат.

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-22

Бронированный малый охотник «БМО» проекта 194. Адмиралтейский завод. Годы постройки июнь 1943 — ноябрь 1945 год. Построено 66 штук. БМО-318 БМО-418 БМО-501 – БМО-546 БМО-621 – БМО-638, из которых в ходе боевых действий потеряно 9 (БМО-318, 503, 506, 510-512, 522, 525, 527).

Водоизмещение 52,6/55.2 тонн (стандартное), 61 тонна (полное). Длина 24.7-24.8 м. Ширина 4.2-4,4 м. Осадка 1.6 м. Среднее углубление 1,01 м.
Бронирование-борт в районе моторного отделения - 10 мм; палуба над моторным отделением - 8 мм; стенка рубки - 12 мм; крыша рубки - 8 мм.
Двигатели -2 бензиновых мотора «Паккард W-8» общей мощностью 2.400 л.с., для экономического хода 1 бензиновый мотор «ЗИС-5» мощностью 68 л.с. Движитель 3 вала и 3 гребных винта. Скорость хода 26 узлов (максимальная), 21,2 узла, 6 узлов (экономическая). Дальность плавания 1330 морских миль (при 6 узлах), 495 миль (8,4 узла). Экипаж 22 человека
Вооружение 1х1 - 45 мм орудие 21-КМ (корма). Зенитная артиллерия 1x1 × 37-мм АУ 70-К (нос), 2x2 × 12,7-мм ДШК, или 1x1 × 37-мм АУ 70-К (нос), 1x2 × 12,7-мм ДШК, 1x2 × .50 Cal (12,7-мм) Браунинг M2.
Противолодочное вооружение-2 бомбосбрасывателя 16 глубинных бомб «ББ-1» или 10 мин заграждения в перегруз типа «КБ».
Радиоэлектронное вооружение- радиостанция, шумопеленгатор «Цефей» или «Тамир», ГАС «Тамир-1» или «Дракон». Дымаппаратура, 10 мин ( в перегрузку).

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-23

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-24
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-25
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-26
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-27
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-28
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-29
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-30
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-31
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-32

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-33
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-34
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-35
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-36
Модель БМО, экспонирующаяся в музее Ленинградского Адмиралтейского объединения
Модель БМО, экспонирующаяся в музее Ленинградского Адмиралтейского объединения

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-38
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-39


Всего было построено 66
БМО, 49 из них приняли участие в боях, в ходе боевых действий потеряно 9 (БМО-318, 503, 506, 510-512, 522, 525, 527).
Более 80% личного состава экипажей за боевые заслуги были награждены орденами и медалями.

Основная часть потерь катеров пришлась на мины (6 единиц), БМО активно использовались для траления и проводки конвоев через минные поля. Два катера погибли от артиллерийского огня противника при высадке десанта у Мерекюла 14 февраля 1944 года. Один катер погиб в результате авианалета.

БМО - 318 (в строю с 21.06.43). 30.10.43 во время обеспечения тральных работ на банке Намен, вышел с протраленной полосы и подорвался на мине. Командир старший лейтенант Ф. И. Родионов. Погиб со всем экипажем.

БМО - 503 (в строю с 30.06.43). 4.07.44 при высадке десанта на острова Выборгского залива подорвался на мине и затонул.

БМО - 506 (в строю с 30.07.43). 1.07.44 при высадке десанта на о. Тейкарсари подорвался на двух минах и затонул.

БМО - 510 (стр. №176, в строю с 18.09.43). 14.02.44 при высадке десанта в р-не Мерекюла повреждён артиллерией и затонул.

БМО - 511 (стр. №177, в строю с 28.09.43). 14.02.44 при высадке десанта в р-не Мерекюла повреждён артиллерией и затонул.

БМО - 512 (в строю с 15.10.43). 17.10.44 при переходе в Таллин подорвался на мине и затонул

БМО - 522 "Чкаловский пионер" (в строю с 14.06.44). 6.08.44 подорвался на мине в Нарвском заливе и затонул.

БМО - 524 "Балтиец" (в строю с 14.06.44). 4.08.44 в Нарвском заливе атакован 24 "Ю-87" и 8 "ФВ-190" и потоплен.

БМО - 527 "Тамбовский осоавиахимовец" (в строю с 31.07.44). 22.09.44 в Нарвском заливе подорвался на мине и затонул.

Иногда к погибшим ошибочно относят и БМО - 517.

БМО - 517 (в строю с 30.11.43). 9.06.44 обеспечивал тральные работы в р-не о. Вигрунд, подорвался на мине, но остался на плаву, в список погибших не входит.

Катера активно применялись в десантных операциях последнего года войны. В боях за Выборг участвовало 13 БМО, в Нарвской десантной операции — 8, последней боевой операцией стала высадка 26 апреля 1945 года десантов на косу Фрише-Нерунг, где продолжала отчаянно обороняться 35-тысячная окруженная группировка противника.

Контр-адмирал Г. В. Жуков провожает десантников отряда С. П. Маслова.
Контр-адмирал Г. В. Жуков провожает десантников отряда С. П. Маслова.
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-41

Наиболее героическая и трагическая операция имела место в ходе Нарвской операции при высадке Мерикюлаского десанта на рассвете 14 февраля 1944 года. В отряд высадки десанта входили 4 бронекатера (БКА-101, БКА-102, МБКА-562, МБКА-563) и 8 катеров БМО (БМО-510, БМО-511, БМО-180(по стр. номеру), БМО-181(по стр. номеру), БМО-501, БМО-505, БМО-508, БМО-509) и один катер МО-4 (МО-122), в отряд артиллерийской поддержки — 3 канонерские лодки типа «Амгунь» («Москва», «Волга», «Амгунь») и 8 тральщиков. Высаживались 571-й отдельный батальон автоматчиков и стрелковая рота 260-й бригады морской пехоты Балтийского флота-517 бойцов под командованием майора С. П. Маслова. Это были отборные бойцы, в основном участники обороны Ханко.

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-42

Десант, к сожалению, был организован по чудовищной традиции предыдущих балтийских десантов- без разведки, без поддержки авиации и артиллерии, без координации с основными частями, малыми силами и без тяжелого вооружения. Катера с десантом шли через ледовые поля в район, набитый немецкими войсками и эстонскими эсэсовцами, береговой артиллерией ( 10 стволов) и десятками танков. Из 432 высаженных десантников к своим вышло только 6, еще 8 ранеными попали в плен. Один легкораненый смалодушничал и сдался в плен сам.

Трибуц получил выговор от Кузнецова.

Два катера «БМО» погибли при высадке: БМО-510 и БМО-511 от артиллерийского огня ( по другим данным БМО-511 подорвался на мине). БМО-505 под командованием старшего лейтенанта В. Б. Лозинского пробился к берегу и первым высадил десантников. Катер пытался огнем поддерживать десантников, ему удалось снять десант с одного из поврежденных катеров. Когда катер второй раз попытался подойти к берегу, основная часть кораблей уже отошла и на него обрушился весь огонь немцев. Командир был убит, а катер получил 17 прямых попаданий. Командование принял комсомолец Кокин и вывел катер из-под обстрела, хоть и с тяжелыми повреждениями.

В это же время попаданием тяжелого снаряда в корму заклинило рули на БМО-509. По неуправляемому катеру открыла огонь береговая батарея. Старшине 1-й статьи А. Ярцеву под обстрелом удалось ползком добраться до румпельного отделения и вручную переставить рули, катер смог управляться машинами и уйти.

Памятник советскому десанту в Мерикюла. Демонтирован 16 августа 2022 года
Памятник советскому десанту в Мерикюла. Демонтирован 16 августа 2022 года
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-44

16 августа 2022 года власти Эстонии демонтировали посвящённый десанту мемориал.

БМО-505 (командир старший лейтенант В. Д. Налетов) ранее уже отличился при высадке десанта на о. Пийсари, ему удалось отогнать от района высадки четыре десантно-артиллерийских корабля и четыре торпедных катера противника.

БМО-524 «Балтиец» в ходе обеспечивал траление в Нарвском заливе 4 августа 1944 года подвергся атаке 24 Ю-87 и 8 ФВ-190. Ему удалось сбить (с достоверным подтверждением) один Ю-87, но сам катер был потоплен.

С 12 сентября 1945 года БМО—535, 536,537 использовались как учебные корабли, 23 октября 1945 года к ним присоединились БМО—538 и 539.
В 60-70-е годы почти все уцелевшие в боях корабли этой серии были отправлены на металлолом.

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-45

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-46
Лавенссаари
Лавенссаари
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-48
bmo-508
bmo-508
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-50
БМО506 весной 1944
БМО506 весной 1944
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-52
БМО в Финском заливе. Ноябрь 1943
БМО в Финском заливе. Ноябрь 1943
БМО раннего выпуска
БМО раннего выпуска

В цеху Судомеха
В цеху Судомеха
у стенки завода 196
у стенки завода 196

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-57
завод196 в эллинге перед спуском
завод196 в эллинге перед спуском

Катер БМО возвращается с боевого задания. Осень 1944 г. База на о. Лавенсаари
Катер БМО возвращается с боевого задания. Осень 1944 г. База на о. Лавенсаари
Расчет 37-миллиметрового автомата готов к бою
Расчет 37-миллиметрового автомата готов к бою

Полноразмерная копия БМО проекта 194 сегодня стоит в Музее военной техники Уральского горно-металлургического комбината в Верхней Пышме. Это точная копия БМО-521. В Российском государственном архиве военно-морского флота были найдены оригинальные чертежи. От начала поиска чертежей до сборки уже готового экспоната прошло чуть менее года.

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-61
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-62
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-63
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-64

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-66
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-67
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-68
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-69

Рубка изнутри
Рубка изнутри
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-71
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-72
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-73
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-74

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-75
 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-76
для сигнальных флагов
для сигнальных флагов

 Великая Отечественная война на море оказалась очень далека от предвоенных представлений о ней.-78

Люк в машинное отделение.
Люк в машинное отделение.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам