Китай стал активно практиковать нанесение ударов по военным кораблям и военно-морским базам США гиперзвуковыми ракетами, в то время как США начали испытывать лазерное оружие и средства защиты «цепи поражения».
Китай активизировал отработку гиперзвуковых ракетных ударов по военным кораблям и базам США, о чем свидетельствуют недавние спутниковые фотографии фиктивных целей в пустыне Такла-Макан в Синьцзяне. Спутниковые фотографии, опубликованные на этой неделе Военно-морским институтом США, показывают ряд крупных фиктивных целей на восточной окраине пустыни, которые имитируют боевые корабли, такие как авианосцы, эсминцы и военно-морские базы. Конфигурация, удаленное расположение и воронки на мишенях означают, что они предназначались для испытаний китайских гиперзвуковых противокорабельных баллистических ракет (МБР), представляющих опасную угрозу для военных кораблей США в Тихом океане.
Среди новых обнаруженных целей были макеты эсминца и пирса, впервые построенные в декабре прошлого года в 13 кмк юго-востоку от учебной цели авианосца. В феврале этого года база была уничтожена в ходе ракетных учений и быстро демонтирована. Еще одна мишень, имитирующая пирс и боевые корабли, была обнаружена в 310 км к юго-западу от первоначальной цели авианосца. Предполагалось, что объект был построен в декабре 2018 года, но обнаружен только сейчас. Мишени также демонстрируют высокую степень сложности: корабельные и пирсовые мишени сделаны из разных материалов. Корабли-мишени, похоже, сделаны из листового металла, уложенного на землю, чтобы имитировать радиолокационные и инфракрасные сигнатуры. Это указывает на возможности Китая по созданию систем наведения на цель, сочетающие радарные и инфракрасные системы наведения со сложным искусственным интеллектом (ИИ) для преодоления средств противодействия и распознавания ключевых целей в людных местах, таких как прибрежные районы, морские пути сообщения (SLOC) и военно-морские базы.
По словам Лу Ли Ши, бывшего инструктора Тайваньской военно-морской академии Гаосюн, новый объект предназначен для имитации военно-морской базы Суао на Тайване, а целевой корабль представляет собой эсминец класса Kee Lung в порту. Он также предположил, что целевые дальности и ракетные испытания предназначались для имитации ракетных ударов по Гуаму и Тайваню с использованием новой китайской гиперзвуковой ракеты YJ-21, запущенной с его крейсеров Type 55.
Военно-морская база Суао находится на восточной стороне Тайваня, что делает ее менее уязвимой для ракетных и воздушных атак по сравнению с военно-морской базой Килунг, которая находится на западной стороне острова. Это делает Суао стратегическим объектом для поддержания открытых цепочек поставок Тайваня в случае блокады со стороны Китая и, следовательно, ключевой целью для китайских ракетных ударов в случае вторжения.
Боевые авианосные группы США, десантные группы высокой готовности и военно-морская база на Гуаме также являются целями для гиперзвуковых ракет Китая. Гуам является первой передовой оперативной базой ВМС США за пределами так называемой первой цепи островов и ключевым центром военно-морских операций США в западной части Тихого океана, что делает его приоритетной целью для потенциальных китайских ракетных ударов.
Китай также совершенствует свои возможности целеуказания из космоса, используя технологии двойного назначения и устойчивость за счет распространения, чтобы противостоять противоспутниковым атакам на свои космические активы. В июне прошлого года китайский спутник дистанционного зондирования со сложным бортовым искусственным интеллектом отслеживал в режиме реального времени боевую группу авианосца USS Harry S Truman, когда она выполняла военно-морские учения у побережья Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк.
Ранее при отслеживании военно-морских учений США Китаю приходилось передавать спутниковые данные на свои наземные станции для анализа, и результаты появлялись по окончании таких учений. Китайская команда, разработавшая спутник, заявила, что он может анализировать 200 кадров высокой четкости в секунду - скорость, с которой наземные компьютеры вряд ли справятся. Китай также планирует развернуть свой бортовой спутниковый ИИ на своих коммерческих спутниках обработки изображений, превратив их в мощные и недорогие платформы для шпионажа и наведения.
К 2025 году Китай планирует вывести на орбиту полную группировку из 138 коммерческих спутников для съемки изображений Цзилинь-1, которые будут оснащены бортовым искусственным интеллектом. Такая модернизация потенциально дает им возможность нацеливаться на ключевые военные корабли и военные объекты.
В то время как Китай выразил обеспокоенность по поводу того, что США милитаризируют Starlink для получения ситуационной осведомленности, держа противников в неведении, используя эту сеть спутников для обеспечения непрерывной глобальной и круглосуточной разведки и наблюдения, он может имитировать США со своей собственной группировкой StarNet. Запланированная группировка StarNet из 10 000 спутников будет иметь бортовой ИИ, получать и анализировать необработанные данные с традиционных спутников дистанционного зондирования, определять интересующие цели и затем передавать информацию конечным пользователям с минимальной задержкой по времени.
Несмотря на то, что в настоящее время нет эффективной защиты от гиперзвукового оружия, США активно работают над мерами противодействия угрозе. США вложили значительные ресурсы в разработку лазерного оружия, чтобы сбивать гиперзвуковой арсенал Китая. Некоторые из преимуществ лазерных систем противоракетной обороны включают мгновенные попадания, точное наведение и масштабируемую мощность лазера в зависимости от требований миссии. Несмотря на то, что установка лазерной защиты обходится дорого, затраты на один выстрел после ее установки ничтожно малы.
В феврале этого года ВМС США успешно испытали наземную лазерную систему против беспилотника , впервые применив оружие направленной энергии для поражения цели, представляющей собой дозвуковую крылатую ракету в полете. Кроме того, Lockheed Martin также разрабатывает тактическую бортовую лазерную систему, которая будет использоваться для уничтожения приближающихся тактических ракет, например, ракет класса «воздух-воздух» или ракет класса «земля-воздух».
Помимо лазерного оружия, США также разрабатывают гиперзвуковой ракетный перехватчик Glide Breaker, цель которого сбивать высокоманевренное оружие, летящее в верхних слоях атмосферы со скоростью не менее 5 Маха. В качестве альтернативы сбиванию гиперзвукового оружия в полете США разрабатывают возможности для «цепи поражения» этого оружия, а именно всех необходимых вещей, людей и процессов, задействованных в запуске ракет и наведении их на цели.
Спутники обладают потенциальной уязвимостью в гиперзвуковой цепочке уничтожения, поскольку они относительно беззащитны и не могут быть легко отремонтированы или заменены после повреждения или уничтожения. Хотя в прошлом месяце США объявили о добровольном моратории на испытания разрушительных противоспутниковых ракет, считается, что разрабатываются более совершенные технологии уничтожения спутников, такие как мобильные лазеры наземного базирования, радиочастотные глушители, микроволновое оружие и даже спутники-убийцы.
Сами спутники могут быть преобразованы в целесообразное противоспутниковое оружие, поскольку их страна-оператор может управлять ими, чтобы врезаться во вражеские спутники. В прошлом году США, возможно, намеренно почти устроили столкновение между одним из своих спутников Starlink и китайской космической станцией Tiangong. Китай выступил с официальным дипломатическим протестом, США не ответили.
ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА