Работая с детьми старшего дошкольного возраста, можно отметить особый интерес детей к играм с легоконструктором. Необыкновенная фантазия детей и огромные возможности конструктора Лего увлекают детей в строительство разнообразных конструкций (гаражи, парковки, машины, дома, самолеты и др.). Дети самостоятельно перемещают постройки, имитируя движения своей конструкции, самостоятельно передвигая ее. У нас появилась возможность уже в дошкольном опыте приобщать детей к основам строения технических объектов.
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности, такие как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме, строится по принципу от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени голову и руки.
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при помощи робототехники. В нашем детском саду реализуется дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Основы конструирования и робототехники» (см. Приложение 1). Эта возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить, как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству. Основы робототехники дети изучают в процессе освоения конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Актуальностьвведения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс дошкольного образования обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-развивающей среды, развитию широкого кругозора старшего дошкольника и формированию предпосылок универсальных учебных действий.
Цель - приобщение ребенка к основам технического конструирования, развитие творческой активности и самостоятельности.
Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями и решаемыми с ее помощью задачами:
1. Дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств, научить приемам сборки;
2. Формировать первичные представления о конструировании и робототехники, ее значении в жизни человека;
3. Формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;
4. Развивать творческую инициативу и самостоятельность; память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
5. Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности;
6. Способствовать развитию мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструктора;
7. Формировать творческое отношение к выполняемой работе;
8. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей.
Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но робототехника удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается:
- в игровой форме (возможность объединить игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью);
- с понятными для ребенка учебными материалами (конструкторами Lego или аналогичными).
Для эффективной организации занятий необходимо создать условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать и познавать через неё окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать деятельность детей (образовательную, индивидуальную, самостоятельную, проектную и др.), для стимулирования развития потенциального творчества и способности каждого ребенка.
При организации работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо постараться соединить игру и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Уже с первого знакомства с конструктором у детей возникает желание что-нибудь собрать, ведь все детали пластмассовые, яркие, достаточно просты в соединении, в этом мы с детьми убедились, попробовав их соединить, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах; научились читать схемы, действовать по инструкции, и, конечно же, видеть конечный результат, радоваться своим и чужим успехам.
Занятия построены в форме сказок и интересных историй, понятных детям, с использованием презентаций, загадок, просмотра мультфильмов.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
· беседа (может проводиться в начале, в виде введения в изучаемый вопрос или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях);
· дискуссия и практическая деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности;
· создание проблемной ситуации, наблюдение натуральных объектов;
· демонстрация вариативных соединений, объяснение последовательности выполнения (по схеме самостоятельно, под руководством воспитателя);
· закрепление названий деталей конструктора через игры «Четвертый лишний», «Что изменилось» и др. (закрепление формы, размера, цвета);
· видеоролики и презентации по темам;
· музыкальное сопровождение;
· презентации «Знакомство с конструктором», «В мире роботов», «Виды транспорта», «От кареты до ракеты»; «Заяц и лягушка», «Детская площадка» и др.
· использование построек в сюжетно-ролевых играх; игровой деятельности, например, придумывание сказки или обыгрывании какой-либо ситуации;
· деловые и ролевые игры;
· творческие задания;
· конкурсы (проигрывание ситуаций) и др.
Исходя из этого, данная технология позволяет осуществить интеграцию образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, работа в паре, группе. Становление самостоятельности: умение распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи; создавать модели реальных объектов, видеть результат.
2. Речевое. Общение в устной форме с использование специальных терминов (название деталей). Развитие диалогической речи, путем общения воспитатель и ребенок. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и ее оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования.
3. Познавательное. Изучение процесса простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими, например, зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Создание действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание тог, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение искусственных систем.
4. Художественно-эстетическое. Обыгрывание знакомых сюжетов сказок или других художественных произведений. Создание героев (роботов) на основе прочитанных произведений.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
· личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
· природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
· сотрудничества;
· систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности; обучения;
· «от простого – к сложному».
Образовательные конструкторы ЛЕГО – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, что ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике, освоив ее.
Таким образом, в ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребенок двигается дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Одним из таких воплощений в конце учебного года стал совместный проект под названием «Детская площадка», который позволил убедиться в прочности полученных знаний и умений, творческих способностей детей, умении работать сообща в коллективе, подчиняться единому замыслу, примерять на себя различные роли, с целью достижения конечного результата.