Дорогие мои читатели, после прошлого года, когда я исколесила вдоль и поперек Дагестан, этой весной во мне вновь проснулся кавказский трэвел-блогер.
Кто ездит по федеральной автодороге «Кавказ», ведущей на Грузию, видел, что часто она представляет собой многокилометровую пробку, особенно в непогоду. В самом конце апреля 2022 года мне довелось по ней немного проехать. Пересекли границу Ставропольского края и Северной Осетии, благополучно миновав пограничный КПП силовиков, как с правой стороны от дороги увидели трафарет «Иран».
К сожалению, выйти из машины и сфотографировать его ранним утром в 6.45 я не догадалась, так как не терпелось попасть в сам Иран. Даже в такой ранний час 29 апреля там было плюс 20 градусов тепла, вовсю уже светило солнце.
Заехали в это село, что в Кировском районе РСО-Алания. Начиналось оно со старинного погоста, чуть далее несколько параллельных друг другу улиц, на которых расположены очень даже красивые усадьбы.
Что поразило, в Иране на каждом доме висят резные таблички с искусно выбитыми на русском и осетинском языках фамилиями владельцев домов, есть видеокамеры при входе. Поэтому лезть на рожон и снимать чужое имущество не стала.
Чудесную историю названия села мне рассказал уважаемый местный житель Хасанбек, который родился и живет в нем уже в четвертом поколении, остались в нем жить и работать в аграрной сфере и его дети, хотя сейчас вся молодежь стремится в города. Вот такой типично иранский сельский пейзаж за селом.
Но, видимо, эта местность так притягивает, что никуда коренным иранцам отсюда не хочется уезжать.
Хасанбек мне рассказал:
«Когда нашим предкам разрешили переехать с гор на равнину, послали группу людей посмотреть место, насколько оно удобное и хорошее. Рядом проходила Царская дорога, ныне федеральная трасса «Кавказ». Они увидели, что есть поля, на которых можно заниматься земледелием, прямо за селом протекает хорошая речка, а дальше – лес. Вроде бы всё, что надо для жизни горцу, – есть. Когда засланцы вернулись, у них спросили: «Как вам там? Они ответили «Йаран». По-нашему в переводе с осетинского это означает благодатное место».
Единственный минус, по словам моего собеседника, – это слишком далеко от республиканского центра, города Владикавказа. А так здесь чудесная природа и люди. Кстати, это самое маленькое село в Северной Осетии на равнине – здесь всего сто дворов, взрослое население составляет 500 человек.
И еще один интересный факт, можно сказать, забавное совпадение.
Как то по ФАД «Кавказ», как и мы в тот день, только с другой стороны, из Владикавказа в Нальчик, ехал посол Исламской Республики Иран в России. Его взгляд тоже упал на трафарет со словом «Иран».
Он заехал в это осетинское село, всё расспрашивал там у местных жителей, откуда, что, куда и почему такое название. Через время он вернулся в него с артистами, устроив концерт. Вот такую историю вспомнили местные жители.
Нас тоже пригласили вернуться сюда 15 июля, когда мой интересный собеседник будет отмечать 30-летний юбилей своего семейного хозяйства под названием, конечно, «Иран».