Буддизм махаяны знает пять небесных будд или будд созерцания. Они пребывают в вечном созерцании и никогда не становились бодхисаттвами. Пять дхьяни-будд отвечают пяти элементам (санскр. скандха) и пяти видам чувств. Каждый из этих трансцендентальных будд руководит одним из космических периодов и является святым, пребывающим в глубокой медитации. Каждому из пяти будд созерцания соответствует «человеческий будда» (санскр. мануши-будда) и бодхисаттва. Последний называется дхьяни-бодхисаттва и считается духовным сыном Небесного Будды. Каждый из дхьяни-будд имеет свой собственный цвет, мудру, сторону света и средство передвижения. Нам будет полезна следующая таблица:
Согласно системе Калачакры, пять будд созерцания эманировали из Ади-Будды, первоначального Будды.
Небесные будды обычно изображаются в монашеских одеяниях, лишенных всякого орнамента. Иногда они представлены вместе со своими шакти, или женскими ипостасями энергий. В этой последней форме они увенчаны диадемой и носят обычное одеяние бодхисаттв.
Тот факт, что Аурел Стейн и доктор Брайнер Спунер открыли в Сархи-Бахлол несколько изображений бодхисаттв, имеющих в своих диадемах маленькие фигурки будд, сидящих в медитации, приводит нас к мысли о том, что мастера Гандхары были уже знакомы с концепцией трансцендентальных будд. Так или иначе, обычай помещения фшурки дхьяни-будды в диадему бодхисаттвы восходит к периоду Гандхары.
Группы из пяти дхьяни-будд представлены на танках № 16 и № 18.
Танка № 7 (20 1/2 х 16")
Эта танка представляет рай Сукхавати (тиб. bDe-ba-can). Дхьяни-будда Амитабха находится в медитации, его руки, скрещенные на коленях, держат чашу милосердия. Цвет тела красный. Небесный Будда восседает на лотосовом троне. Перед троном изображен пруд с цветами лотоса, подпирающими Колесо Закона. Будду Созерцания окружают восемь основных бодхисаттв, держащих цветы лотоса в своих руках.
Публикуется по: Ю. Н. Рерих. Тибетская живопись // Дьхьяни-будды. – Самара: Агни, 2000. – 144 с.: ил. ISBN 5-89850-025-1. – С. 48-50.