«ЧИСТОЕ ИСКУССТВО», или «искусство для искусства»— это ряд эстетических концепций, творческих принципов, в основе которых лежит идея самоценности искусства, независимость художественного творчества от влияния политических, идеологических и социальных факторов. Эти концепции утверждали «вечные ценности»: единственным объектом искусства является красота, источником которой в мире являются природа, творчество, любовь.
Проще говоря, это теория о том, что искусство – независимо и самодостаточно.
История
«Чистое искусство» возникло как целостная эстетическая концепция во Франции в 19 веке. До этого подобные умонастроения и творческие пристрастия были эпизодическими и принадлежали отдельным художникам.
Различные аспекты этой художественно-эстетической позиции рассматривали Г. Э. Лессинг («Лаокоон»), И. Кант («Критика способности суждения»), Ф. Шиллер («Письма об эстетическом воспитании»).
А французский литератор Теофиль Готье в предисловии к своему роману «Мадемуазель де Мопен» (1836) сформулировал основные принципы презентации концепции «чистого искусства». Ее суть сводилась к тому, что цель, ради которой существует искусство, - это само искусство.
В России лозунг «искусство для искусства» в середине 19 в. полемически противопоставлялся реалистическому искусству и критиковался русскими революционными демократами (В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов), которые видели источник прекрасного в реальной действительности (идеи гражданственности искусства).
Башни из слоновой кости
В комплексе идей и понятий, обосновывающих концепцию «искусства для искусства», важную роль играл образ «башни из слоновой кости». Заимствованный из библейской Песни песней и первоначально употреблявшийся как метафора красоты и непорочности, он стал обозначать позицию полной изолированности художника от повседневной житейской суеты.
В современном искусстве
Art for Art (Искусство ради искусства) — одно из новых течений, направление в визуальном современном искусстве, представленное группой американских, европейских и китайских художников. Они работают в разных стилях и техниках, но придерживаются сходной идеологии. В ее основе - идея ценности предмета искусства как акта творения и самовыражения.
Эти художники считают, что зрителю, который вступает в контакт с произведением современного искусства, сложно абстрагироваться от сторонних мнений, а это не позволяет ему воспринимать работу объективно.
Для приверженцев этого движения произведение искусства -это независимый от личности его создателя самодостаточный продукт творчества, на ценность которого не влияет социальная значимость имени автора произведения. Отстраненность, кстати говоря, - это специально придуманная и введенная технология, способ ухода от ангажированности.
Исходя из этого, данное движение основывается, в частности, на принципе анонимности. Художники скрывают свои имена под псевдонимами, так что судить о них можно только по предметам их творчества.
Можно сказать, что «искусство для искусства» -это активная позиция, которая сознательно отказывается от художественной элитарности, противостоит конъюнктуре арт-рынка, который определяет стоимость произведения не художественной ценностью работ, а провенансом, статусом автора или мнением арт-критиков и экспертов.
Некоторые художники, относящие себя к данному движению: Гарри Карлсон, Джон Атвуд, Берта Делизи, Элис Циммерман, Патрик Дюшан.
Кстати, стилистически некоторые из них близки к гиперреализму. Но об этом -в другой раз…
Фото: https://www.theartnewspaper.ru/