Найти тему

Новый подход объяснения аварий в тепловых сетях формированием гидроударов из-за отсутствия автоматического регулирования

Основная статья находится здесь: https://vk.com/wall630185026_848

Аварии, происходящие в тепловых сетях, в первую очередь объясняют изношенностью труб и низким качеством их ремонта.

☝🏻При этом не упоминается, что при аварии был сформирован гидроудар. Гидроударом называется резкое повышение давления в трубопроводе.

Маштабы бедствия аварий приведены в Прил. 1, 3 – аварии на ТЭЦ-1 в Пензе, на ТЭЦ-23 в Москве с увечьями и жертвами, людей обливает кипятком😱: https://vk.com/video630185026_456239142

В Уфе на теплотрассе «БашРТС» вновь прорвало трубу. Авария произошла у ТЦ «Июнь», 34 многоэтажки остались без отопления:

В Уфе на теплотрассе «БашРТС» вновь прорвало трубу. Авария произошла у ТЦ «Июнь»

Несколько машин провалилось в яму с кипятком на парковке в Новосибирске не далеко от перекрёстка улиц Фрунзе и Семьи Шамшиных упали два автомобиля: https://vk.com/wall-173169882_3952

☝🏻Следует отметить, что каждый год перед отопительным сезоном производятся гидравлические испытания теплосетей повышенным давлением для выявления неисправностей на трубопроводах и свищей. Выходит так, что гидравлические испытания сети выдержали, а через некоторое время происходит авария.

Оправдание аварии старением труб является неуместным. За короткое время они не могут состариться.

☝🏻Изношенность трубы проявляется в образовании свища - это всего-лишь точечная коррозия на одном из участков металлического трубопровода, но не разрушение (Прил. 2):

Свищ трубопровода
Свищ трубопровода

❗Убедительным доказательством является авария на ТЭЦ-1 в г. Пензе (Прил. 3), разрушение труб DN 600 (Прил. 3.1), где новые трубы оказались скрученными.

Авария на ТЭЦ-1 в г. Пензе, разрушение труб DN 600, где новые трубы оказались скрученными
Авария на ТЭЦ-1 в г. Пензе, разрушение труб DN 600, где новые трубы оказались скрученными

❗Гидравлический удар способен вызывать образование продольных трещин в трубах, что может привести к их расколу, или повреждению других элементов трубопровода (Прил. 4, 5):

Образование продольных трещин в трубах из-за гидроудара
Образование продольных трещин в трубах из-за гидроудара
Образование раскола чугуна из-за гидроудара. Как видим никакой ржавчины и признаков старения нет!
Образование раскола чугуна из-за гидроудара. Как видим никакой ржавчины и признаков старения нет!

Также гидроудары чрезвычайно опасны и для другого оборудования, такого как теплообменники, насосы и сосуды, работающие под давлением.

☝🏻Обращаю внимание на Прил. 6, в котором показано изменение расхода теплоносителя на подпитку при формировании гидроудара и Прил. 7, в котором показан колебательный характер изменения давления в тепловой сети.

Изменение расхода теплоносителя на подпитку при формировании гидроудара
Изменение расхода теплоносителя на подпитку при формировании гидроудара
Колебательный характер изменения давления в тепловой сети
Колебательный характер изменения давления в тепловой сети

❗Из приложений 6, 7 следует, что в системе возникли автоколебания.

Приложения 6, 7 так же наглядно показывают, что не работает автоматическое регулирование, так как целью автоматического регулирование является удержание параметров с заданной точностью, которая задается разрешающей способностью регулятора.

☝🏻Визуально, при работающем регулировании, должны наблюдаться постоянные значения параметров.

Рассмотрим процесс формирования гидроудара.

Чтобы разобраться, необходимо рассматривать систему «котел – тепловая сеть – домовая сеть» с точки зрения автоматического регулирования, как имеющую контуры положительной обратной связи (ПОС). В системе «котел - тепловая сеть - домовая сеть» реализованы контуры ПОС, так как они способствуют выделению тепла.

☝🏻Но контуры ПОС обладают таким свойством, что они легко могут перейти в неустойчивое состояние.❗

☝🏻Условием устойчивости контура ПОС является равенство единице его коэффициента передачи.

В Прил. 8 приведена эквивалентная схема системы «котел – тепловая сеть – домовая сеть» с указанием контуров ПОС. Следует отметить, что сами контуры – ПОС, а регуляторы в них работают по принципу контура отрицательной обратной связи (ООС).

Эквивалентная схема системы «котел – тепловая сеть – домовая сеть» с указанием контуров положительной обратной связи (ПОС)
Эквивалентная схема системы «котел – тепловая сеть – домовая сеть» с указанием контуров положительной обратной связи (ПОС)

Рассмотрим механизм возникновения автоколебаний.

В Прил. 9 показана схема регулятора с отрицательной обратной связью.

Схема регулятора с отрицательной обратной связью
Схема регулятора с отрицательной обратной связью

Система работает так, чтобы все время сводить к нулю рассогласование (ошибку регулирования):

e(t) = Хзад(t) – Х(t) -> к нулю.

Пример
Допустим Х(t) изменилось на ∆x. ∆x пройдя через контур ООС, на выходе регулятора будет иметь знак минус (-∆x).

При сложении -∆x + ∆x = 0, то есть, регулируемый параметр не изменяется.☝🏻

При ПОС в схеме -1 заменяется на +1.

Тогда e(t) = Хзад(t) + Х(t).

Пример
Допустим Х(t) изменилось на ∆x. ∆x пройдя через контур ПОС, на выходе регулятора знак сохраняет (+∆x).

При сложении +∆x + ∆x = 2∆x, то есть, регулируемая величина возрастает, что приводит к колебательности, гидроудару.❗

В Прил.10 приведен оценочный расчет повышения давления при гидроударе:

Оценочный расчет повышения давления при гидроударе, где видно, что давление при гидроударе может доходить до бесконечности!
Оценочный расчет повышения давления при гидроударе, где видно, что давление при гидроударе может доходить до бесконечности!

❗Как видно из расчета, давление при гидроударе может доходить до бесконечности!

Физически гидроудар формируется следующим образом: при возникновении колебаний расхода воды в трубопроводе начинают вибрировать и стенки трубопровода. В момент встречи стенки трубопровода с поверхностью воды, которая является несжимаемой, формируется отдача - гидроудар, при котором и создается высокое давление. Высокое давление разрушает или скручивает трубопроводы.

В настоящее время используются формулы Н.Е. Жуковского для определения параметров ударной волны, возникающей при резком открытии/закрытии задвижек трубопроводов.

Объяснение аварий в тепловых сетях формированием гидроударов из-за автоколебаний с точки зрения автоматического регулирования является новизной и заслуживает внимания.

Свою компетентность подтверждаю патентом на изобретение № 2715118 https://patenton.ru/patent/RU2715118C2