Несколько дней назад мы опубликовали первую часть материала об амулетах эпохи викингов, найденных, в частности в могильнике в Гнёздово Смоленской области, - "Под защитой Одина и Тора: молоточки и кресала на гривнах – популярные амулеты эпохи викингов".
Тогда нам удалось рассмотреть молоточки Тора, кресаловидные подвески и гривны, на которое подвески собирали. Однако это далеко не все обереги, которые скандинавы считали эффективными.
Продолжим читать каталог выставки: «Некоторые обереги можно отнести к конкретным божествам. Миниатюрное копье символизировало Гунгнир – копье Одина. Набор крошечных серпов, скорее всего, был посвящен богу произрастания и плодородия Фрейру. Маленькие женские фигурки в замысловатых нарядах и со сложными прическами, предположительно изображали валькирий, определявших, в соответствии с волей богов, исход сражений (см. 5 на фотографии).
Небольшие подвески-стерженьки олицетворяли жезл вёльвы, прорицательницы и колдуньи, с помощью которого она проводила свои магические ритуалы и передвигалась в потустороннем мире.
В наборах амулетов встречаются миниатюрные атрибуты скандинавских богов. Молоточки – символ молота Мъёлльнир, который принадлежал богу Тору. Он мог поразить любого врага и вернуться к хозяину после броска. Миниатюрные косы – символ бога плодородия Фрейра. Копье и меч – символы главы скандинавских богов, Одина – бога войны, мудрости и поэзии.
Охранительные функции других амулетов сложно связать с определенными небесными покровителями. К ним относятся, например, подвески в форме щита. Они точно копируют реальные прототипы с железными умбонами в центре и оковками по краю. На оборотной стороне такого оберега – тонкая полоска, формирующая петлю для подвешивания, которая имитировала скобу (хват) для ношения щита.
Подвески, изготовленные из медных сплавов и серебра, часто украшали так называемым сегнеровым колесом – древним солярным знаком, олицетворявшим солнцеворот или бесконечный круговорот жизни. Изображение такой «вихревой розетки» с исходящими из центра и изогнутыми по часовой стрелке лучами наносилось на воинские щиты, а затем перешло на миниатюрные обереги.
Многочисленные скандинавские амулеты, конечно, не могли быть предметами импорта – для носителей иных культурных традиций они не имели магического смысла. На территории Древней Руси их делали скандинавские мастера-ювелиры для своих соплеменников».
Однако защищали викинги себя не только с помощью амулетиков-подвесок. В их магических и ритуальных арсеналах были и другие артефакты. Вот только способ их использования ученые пока не разгадали.
«Кроме оберегов к предметам культа исследователи относят целый ряд загадочных, лишенных утилитарного значения предметов. Речь идет, прежде всего, о «жезлах» - массивных железных стержнях с напускными бусинами из медного сплава. В Скандинавии они встречаются исключительно в женских погребениях.
Считается, что жезлы являлись принадлежностью женщин, практиковавших колдовские ритуалы, однако некоторые ученые лишают эти предметы магического смысла, полагая, что их использовали как вертела для жарки мяса. В Восточной Европе удалось найти всего два таких жезла, причем один из них в Гнёздове».
Но самыми загадочными предметами культа, обнаруженными в Восточной Европе, можно считать глиняные бобровые лапы. Впрочем, мы о них уже рассказывали. Как и об одном из погребений в могильнике Гнёздово, также отражающем религиозные воззрения жителей поселения в эпоху викингов.
В принципе, этими двумя публикациями и дополнительными постами мы охватили основной ассортимент амулетов и оберегов эпохи викингов (IX-X века), найденных на территории Древней Руси. Позднее их дополняют, а затем и сменяют предметы личного благочестия – атрибуты христианского культа, появившиеся в местах расселения скандинавов почти за полвека до официального крещения Руси при князе Владимире, то есть, в середине X века.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.