Петропавловский собор в Казани по сравнению со многими российскими древностями относительно молод: ему нет еще и трехсот лет. Но наш портал заинтересовали и великолепие его редкой для региона архитектуры, и история постройки, где популярные краеведческие мифы приходится отделять от документально подтвержденных фактов. «Российские Древности» несколько раз посещали этот памятник — и решили разобраться в его истории.
Откроем «Википедию» и начнем читать в ней статью о Петропавловском соборе в Казани. «Одноименная деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I. 27-30 мая 1722 года, направляясь в персидский поход, Петр I посетил Казань. Это было уже третье посещение города Петром (первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе – в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство. Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, двухэтажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью. 30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшего ему в управление убыточные казенные суконные мануфактуры, Михляев решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья того времени высоты и роскоши».
Определимся с количеством визитов Петра I в Казань. В мае (24) 1695 года, согласно походным журналам, судно с царем в «4-м часу» подошло к Казани, стояло на якоре против реки Казанки, а в «11-м часу» снялось с якоря и отправилось дальше, пройдя Верхний Услон, Нижний Услон. Теоретически Петр I мог покинуть борт и направиться на шлюпке в Казань, однако сведений об этом нет. Визита же, связанного с «открытием в Казани адмиралтейства в 1708 году», просто не могло быть. Хотя бы потому, что указ Петра I об организации Казанского адмиралтейства последовал лишь в 1718 году. Что же касается даты «1708», то по данным биохроники Петра I, составленной доктором исторических наук Евгением Викторовичем Анисимовым, единственное, что связывает этот год, царя и Казань –петровское письмо Петру Матвеевичу Апраксину о назначении его губернатором Казани. Таким образом, из заявленных в «Википедии» трех царских посещений Казани остается одно – в 1722 году. Начнем развеивать мифы и о нем.
«Википедия» утверждает, что «30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие». Однако юбилей монарх отмечал в Нижнем Новгороде, куда прибыл еще 26 мая на струге «Москвитянин». Вот запись из походного журнала 1722 года, «писанном собственной рукою Петра Великого»: «30-го. Рождение Его Величества, кушали в доме Строгонова; и после полудня часу в 7-м, поехал Его Величество в путь, где палили с судна Его Величества из 3-х пушек, с города из 9-ти». В «Казанку реку» судно «Его Величества» пришло 2 июня «после полудня в 4-м часу». Петр I переночевал на борту струга, и 3 июня гребцы на галере доставили его в Казань. В походном журнале нет ни слова о том, что «император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, двухэтажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью». Собственно, император вообще ни у кого в Казани не останавливался: ночевали он и его свита на струге, а днем удостаивали визитами митрополита, губернатора, вице-губернатора и прочих официальных лиц. Имени Михляева среди них нет. Впервые каменный дом вблизи Петропавловского собора как место пребывания в Казани Петра I начинает фигурировать в «Краткой истории города Казани», изданной в 1847 году адъюнктом Казанского университета, директором астраханских училищ Михаилом Сампсоновичем Рыбушкиным. Ну а дальнейшее казанское краеведение уже превратило дом в «михляевский».
Далее. Согласно походному журналу, 5 июня «в вечеру» его величество ездил в город… и осматривал суконных заводов». Так вот, уточнение «фабрики казенную и принадлежавшую купцу Михляеву; последняя, по своему устройству так понравилась государю, что он пожаловал Михляеву казенную фабрику», появилось лишь в издании походного журнала 1722 года, осуществленном в 1855 году. В свою очередь, легенда о том, что Петр I передал Михляеву убыточную казенную суконную фабрику со словами «Я надеюсь, что ты скоро доведешь ее до желаемого мною состояния», была изложена в знаменитых «Деяниях Петра Великого» Ивана Ивановича Голикова, изданных в 1788-1789 годах (в 1790-1797 годах выпущены еще 18 томов «Дополнений»). При всей монументальности труд Голикова содержал непроверенные факты, частые ошибки в прочтении рукописного материала; также отсутствовало критическое отношение к источникам. Современные исследователи, в частности, архитектор, автор многочисленных публикаций по истории Казани и казанского градостроительства Сергей Павлович Саначин, отделили «легендарное» от фактического.
Так, в документах из различных фондов РГАДА, в надписях на предметах из казанского Петропавловского собора (напрестольный крест, Евангелие) фамилия купца Ивана Афанасьевича пишется как «Микляев». «Михляев», возможно, появилось из-за неверного прочтения надписи на лжице Петропавловского собора: «PETER MICHLAOFF».
Далее, одни исследователи пишут, что на момент пребывания Петра I в Казани в июне 1722 года Иван Афанасьевич Микляев был владельцем суконного завода, построенного им в 1714 году, Саначин же считает, что в собственности такого завода у купца не имелось. Микляеву – крупному казанскому олигарху Среднего Поволжья – принадлежали два кожевенных завода, два винокуренных завода, 34 лавки, торговые конторы в Москве, Архангельске, Сибири, Кляхте, Персии, на Кавказе. В отчете вице-губернатора Казани Никиты Алферовича Кудрявцева о казенных расходах в 1717-1718 годах на содержание шерстяного (так тогда называли суконный) заводах есть сведения о приобретении сукна у «купчины» Ивана Микляева.
Но так или иначе, Петр I передал казенный суконный завод Микляеву не во время своего посещения Казани, а двумя годами позже. Вот письмо императора от 15 июня 1724 года. «Господин Микляев, Мы, ведая ваше доброе состояние, отдаем вам казанской шерстяной завод с готовым домом и со всеми станами и протчими инструментами. Только вы прилежите свое старание оной размножить для своего интересу; а какое в том заводе надобно вам вспоможение, о том пишите к нам в кабинет также и в мануфактур коллегию. А мы не толко что тебе будем помогать, но и в милости своей вас не оставим.У подлинного указу за подписанием собственной императорского величества руки тако Петр». Кроме того, император передал казенный завод Микляеву не в собственность (как часто пишут краеведческих интернет-статьях), а в управление (как неожиданно верно написано в «Википедии»). В потомственное владение суконный завод перешел лишь наследникам Микляева в 1735 году.
Теперь вернемся к «Википедии» и ее утверждению: Микляев решил построить новый каменный Петропавловский собор в память о пребывании императора в Казани и в благодарность за передачу ему казенной суконной мануфактуры. Из писцовых книг Казани 1566-1568 годов известно о существовании предшественницы собора – приходской деревянной церкви «верховных апостола Петра и Павла», которую поставили некий поп Василий и миряне. Однако, по данным, приведенным Саначиным, Микляев (значимый для Казани и окрестных сел храмоздатель), задумал возвести каменный Петропавловский храм еще до визита Петра I в Казань. В 1720 году он заключил два договора о поставке извести и камня «к строению церкви Петра и Павла». По первому договору помещичьи крестьяне села Ключищи Свияжского уезда обязались дать в декабре «извести 400 кадей, самой доброй, кипелки, до 400 камени степенного»; по второму – помещичьи крестьяне из деревни Завражной должны были поставить в декабре же 20 кадей извести и 200 штук камня. Вызолоченный серебряный, с камнями и жемчугом, напрестольный крест Микляев предназначил для Петропавловского собора незадолго до прибытия Петра в Казань.
Надпись на рукояти креста гласила: «1722 года месяца мая 9 числа. Состроил сей святой крест себе в мощми усердною своею любовию и желанием Иоанн Микляев во славу на нем Распятого христа и во спасение вечное душие совея и по избавление от бед и напастей поклоняющихся Ему. Аминь». Конечно, посещение императором Казани, только укрепило купца в намерении продолжать строительство храма с новым, «громким» посвящением «в память похода императора Петра Великого в Персию». И, конечно же, долгое время существовавшая казанская легенда об участии в закладке храма Петра I, документально не подтверждена. Неизвестно так же, по какому случаю и когда новый Петропавловский храм получил статус соборного. «Едва ли не со времени построения его купцом Михляевым» – писали «Известия по Казанской епархии» в 1875 году.
Принято считать, что Микляев захотел значительно «возвысить» против обычного типичный для того времени посадский храм, однако местные мастера ошиблись в расчетах и доведенное до сводов сооружение рухнуло. Также полагают, что для возобновления строительства Петр Iприслал своих мастеров. К преданиям, не подтвержденнмх документами, относится утверждение: вместе с петровскими приехали и зодчие из Флоренции.
Освящение построенного Петропавловского собора состоялось уже после смерти Петра I – 3 апреля 1726 года. Главный холодный храм, разместившийся на втором этаже, посвящался святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, теплый храм на первом этаже – Сретению Господню. Сретенский храм имел два придела: Живоносного источника и Рождества Иоанна Предтечи.
Главный подход к собору был задуман с севера, со стороны Кремля и Гостиного двора – с этого ракурса высотный архитектурный ансамбль выглядел особенно внушительно. Со временем северную сторону застроили домами, и главный вход в собор стал располагаться с юга. Второй этаж с севера и запада огибает широкая открытая галерея, откуда и сейчас открывается панорамный вид на Казань и окрестности. С юга на галерею ведет «изломанная лестница», с севера (со стороны бывшего главного входа) – прямая.
Иван Афанасьевич Микляев вложил в собор напечатанное в 1681 году Евангелие в окладе с самоцветами и яхонтами, святую чашу, серебряное кадило, драгоценные иерейские ризы и стихарь, дискос, ту самую лжицу с надписью «PETER MICHLAOFF» – предположительно, подарок Петра I. Главным украшением собора стал 25-метровый семиярусный иконостас с барочной золоченой резьбой. В 1726 же году к северо-востоку от собора, недалеко от алтаря, воздвигли шестиярусную колокольню. В 1728 году Иван Афанасьевич Микляев составил завещание (за неимением других данных год завещания стал считаться и годом смерти»), в котором просил: «тело мое грешное предати персть персти и положить при церкви святых первоверховных апостол Петра и Павла в усыпальнице под колокольнею».
Сегодня результат трудов и иждивения купца Микляева – Петропавловский собор – считается исключительной редкостью Поволжья, необычным образцом нарышкинского барокко. Многоцветие отделки фасадов, их богатая лепнина (изображения цветов, листьев, винограда, яблок, слив, персиков, груш, похожие на букеты капители полуколонн), великолепные изразцы – все это удивляло современников и восхищает до сих пор. В 1829 году, с 23 по 26 мая, Казань посетил знаменитый немецкий ученый и путешественник Александр фон Гумбольт с коллегами – натуралистом Христианом Готфридом Эренбергом и минералогом Густавом Розе. В дорожных записках ученых Петропавловский храм был назван «церковью удивительной архитектуры», имеющей «чисто японскую форму», и снаружи «испестренной множеством фигур, раскрашенных самыми яркими цветами». «Эта пестрота однако очень приятна для глаза». Считается, что изначально декор был белым, контрастирующим с красным кирпичом фасадов.
За время бытования храм пережил пять опустошительных казанских пожаров: в 1742,1749, 1774, 1815 и 1842 годах. В течение XIX столетия дважды проводилась тщательная реставрация с привлечением больших средств и лучших специалистов: например, в 1824-1825 годах многочисленные иконы на фасадах поновлял известный казанский художник Василий Степанович Турин.
В 1888-1890 годах, когда собор обветшал из-за большой нагрузки на старый фундамент, реконструкцией руководил Михаил Нилович Литвинов – гражданский инженер, архитектор, в 1886 году назначенный городским архитектором Казани (в 1894 году он войдет в комиссию, ведающую раскопками в Московском Кремле, в 1897-м станет смотрителем храма Христа Спасителя в Москве). Работы Литвинов вел, руководствуясь чертежами собора, которые составил в 1815 году казанский губернский архитектор Александр Кириллович Шмидт. Литвинову удалось восстановить первоначальные лепнину и фасадные иконы (87 – на соборе, 4 – на колокольне), подвести новые надежные фундаменты под собор и накренившуюся колокольню, разобрать аварийные северные приделы и заново выстроить их уже из кирпича, а не из камня. С разрешения Московского археологического общества кровлю выкрасили в «шахматы» зеленой и кубовой краской.
В 1922 году из ризницы собора были вывезены все ценности, в 1930-м – сняты колокола. В 1939 году собор закрыли, разместив в нем партархив. Усыпальницу Микляева под колокольней разорили. В 1964 году верхний Сретенский храм переоборудовали под планетарий, срезав укреплявшие свод связи, а в 1967 году в верхнем храме разместили реставрационные мастерские Госмузея ТАССР: перед иконостасом поставили бильярд, в алтаре устроили «красный уголок» и подобие конференц-зала. Верующим Петропавловский собор вернули в 1989 году. С 2016 года проводятся масштабные восстановительные работы по фундаментам, фасадам интерьерам собора.
Текст: Александра Шапиро