Найти тему

Путешествия по молитвослову. Прп. Макарий Великий

Оглавление

Проснулся. Умылся. Завтрак. Дорога на работу. Стоп! А утренние молитвы?

Когда призывающая благодать отходит от сердца, то старые привычки возвращаются очень быстро, а жизнь и суета берут своё. В этот момент наступает некое остывание в молитвенной жизни. Былое рвение пропадает, молитва становится тягостной, скучной, монотонной, просто привычным "вычитыванием" хорошо знакомых текстов. Тут же подкрадывается бесёнок и внушает помысел: "Ну, разве это молитва? Ну, посмотри на себя! Кого ты пытаешься обмануть? Это пустословие. Фикция. Формальность. Лицемерие. Почитай вот лучше что-нибудь короткое, но зато ОТ ДУШИ...". Ты слушаешь этот казалось бы "здравый" совет и вспоминаешь про правило Серафима Саровского, не удосуживаясь хотя бы узнать, для кого оно предназначалось и при каких обстоятельствах рекомендовалось. Начинаешь всё чаще по утрам и вечерам прибегать к нему. А потом и это маленькое правильце вовсе исчезает из жизни.

Современный православный может годами не притрагиваться к молитвослову находя тысячи разных отговорок и причин. Одна из них - вполне обоснованное желание не превращать всё в формальность и лицемерие. К сожалению, в скором времени многое в нашей духовной жизни превращается в пустую формальность: формальная исповедь, формальное причастие... В конце концов человек просто уходит из Церкви. А начинается всё с простой потери молитвенного правила.

"Молитва - причащение жизни. Оставление её приносит душе невидимую смерть", - писал свт. Игнатий Брянчанинов. Пусть молитвенное правило какое-то время будет формальным, но за ваше постоянство Господь наполнит эту форму нужным содержанием. В конце концов, благодать нужно заслужить усердным трудом. В этом и есть смысл отступления от человеческого сердца первоначальной благодати, которая вызывала бурное увлечение всем духовным в начале церковной жизни. Если есть грамотный духовник рядом, то вам повезло. А если нет, то огромное количество святоотеческой литературы вам в помощь.

Святые отцы оставили нам не только свои бессмертные труды, но и глубочайшие молитвенные тексты. Удивительно, но одни из самых лучших молитвенных произведений собраны в наших маленьких молитвословах. Многие из этих молитв сохранили авторство. Попробуем актуализировать для вас эти хорошо знакомые молитвословия. Может быть в следующий раз вы посмотрите на них по-новому.

-2

Молитвы прп. Макария Великого

Четыре короткие молитвы из утреннего молитвенного правила приписываются преподобному Макарию Великому.

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же бла́го сотвори́х пред Тобо́ю, но изба́ви мя от лука́ваго, и да бу́дет во мне во́ля Твоя́, да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е: Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь

Очень простые слова, которым уже почти 1700 лет. Их автор родился и вырос в дельте Нила в простой семье. Повинуясь зову сердца он оставил мирские дела и стал проводить уединённую отшельническую жизнь. Сейчас такие люди очень большая редкость даже в монастырях. На заре христианства в IV веке отшельнический образ жизни также вызывал непонимание у многих, поскольку жизнь простых людей итак не изобиловала большим количеством соблазнов. Однако, жизнь обычного погонщика верблюдов для прп. Макария казалась слишком далёкой от христианского евангельского идеала. И он оставил мир, но "мир" и не думал отпускать подвижника. Сначала Макария хотели сделать пресвитером в родной деревне, но он удалился от этого служения. Затем одна девушка в своей случайной беременности обвинила одинокого отшельника. Макария схватили и стали водить по улицам нанося ему побои и оскорбления. Но велико было смирение подвижника. Он признал будущего ребёнка своим и даже поступил на работу, чтобы содержать внезапно свалившуюся на голову семью, но обман в скором времени был раскрыт. Все жители деревни, восхищённые поступком Макария, снова захотели оставить его у себя в качестве пресвитера. Подвижник же, избегая мирской славы ушёл в пустынную местность Скит (совр. Ва́ди-эн-Натру́н).

Вади-эн-Натрун
Вади-эн-Натрун
От сна воста́в, полу́нощную песнь приношу́ Ти, Спа́се, и припа́дая вопию́ Ти: не даждь ми усну́ти во грехо́вней сме́рти, но уще́дри мя, распны́йся во́лею, и лежа́щаго мя в ле́ности ускори́в возста́ви, и спаси́ мя в предстоя́нии и моли́тве, и по сне нощне́м возсия́й ми день безгре́шен, Христе́ Бо́же, и спаси́ мя.

Преподобный Макарий в пустыне стал проводить ещё более строгую подвижническую жизнь. Спал он крайне мало в сидячем положении, поэтому "полунощная песнь" была действительно полуночной. Пробудившись от короткого сна аскет начинал молитвенное бдение, продолжавшееся до рассвета. "Бодрствуйте и молитесь," - призывает нас Господь (Мф. 26:41). Мы же усыплены грехом и не понимаем, в каком жутком положении находится наша душа. Нам кажется, что мы живём, в то время как вся жизнь - это один сплошной сон. Наша голова забита пустыми мечтами и суетными мыслями. Наша жизнь представляет собой бесконечную погоню за вещами, которые настолько же непостоянны и несущественны, насколько мимолётен ночной сон. И человек живёт только тогда, когда дух его приобщается к Источнику Жизни, а всё остальное - лишь медленное умирание. Это понимал преподобный Макарий, поэтому свой ум он старался удерживать от суетных помыслов, пребывая в постоянной молитве.

Ночь в скиту Новая Фиваида
Ночь в скиту Новая Фиваида
К Тебе́, Влады́ко Человеколю́бче, от сна воста́в прибега́ю, и на дела́ Твоя́ подвиза́юся милосе́рдием Твои́м, и молю́ся Тебе́: помози́ ми на вся́кое вре́мя, во вся́кой ве́щи, и изба́ви мя от вся́кия мирски́я злы́я ве́щи и диа́вольскаго поспеше́ния, и спаси́ мя, и введи́ в Ца́рство Твое́ ве́чное. Ты бо еси́ мой Сотвори́тель и вся́кому бла́гу Промы́сленник и Пода́тель, о Тебе́ же все упова́ние мое́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Господь есть податель всяческих благ. Наша задача состоит в том, чтобы избегать греха в нашей мирской деятельности. Макарий Великий старался быть полностью отрешён от всех материальных благ. Скромное монашеское рукоделие приносило минимум необходимого для поддержания жизни. Однажды он обнаружил в своей келье вора. Это нисколько не смутило подвижника. Наоборот он помог злоумышленнику погрузить свой нехитрый скарб на верблюда и отправил его с миром, оставшись ни с чем в суровой пустыне и возложив всё упование на Бога. А теперь вспомните себя, когда в какой-нибудь Пятёрочке вам случайно не додадут сдачи...

Преподобный Макарий приобрёл большой духовный опыт. Вокруг него стала постепенно формироваться монашеская община. Он никого не прогонял от себя и старался помогать всем необходимым. Кому-то давал совет, а за кого-то молился. Ученики за высоту жизни называли его "бог на земле".

Монастырь прп. Макария Великого
Монастырь прп. Макария Великого
Го́споди, И́же мно́гою Твое́ю бла́гостию и вели́кими щедро́тами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоему́, мимоше́дшее вре́мя но́щи сея́ без напа́сти прейти́ от вся́каго зла проти́вна; Ты Сам, Влады́ко, вся́ческих Тво́рче, сподо́би мя и́стинным Твои́м све́том и просвеще́нным се́рдцем твори́ти во́лю Твою́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Господь щедро одарил преподобного Макария благодатными дарами. По его молитве многие получали исцеление, а духовная мудрость привлекала всё больше учеников. Вскоре их количество умножилось настолько, что в суровой пустыне возникла большая лавра с несколькими храмами. Ученики старались сохранять слова и наставления прп. Макария Великого. До нас дошли его проповеди, слова и беседы.

Вот, например, небольшое наставление прп. Макария о молитве: "Дело молитвы и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели и заповеди". Так давайте же не забывать об этом, когда лукавый дух будет внушать нам помысел оставить молитву и заняться "добрыми" делами, которые зачастую оказываются лишь топливом в горниле нашего собственного тщеславия.

Монашеские кельи
Монашеские кельи

Монастырь Абу-Макар

Монастырь преподобного Макария Великого расположен в 92 км от современного Каира. Для его посещения иностранцу требуется особое разрешение от Коптской патриархии, но волшебное слово "Russia" открывает все двери. Вокруг монастыря много зелёных насаждений, которые заботливо высажены монахами. Монастырь напоминает средневековый замок, хотя большинство построек в нём появились лишь в XX веке. Сейчас в нём проживает более 100 монахов и около 800 трудников.

-7

Здесь хранятся мощи великих святых: глава апостола Марка, мощи Иоанна Предтечи, а также рака с мощами основателя монастыря Макария Великого.

-8

В монастыре можно увидеть уникальные древние фрески и иконы.

-9

За монастырскими стенами прямо в песке расположены кельи-землянки. В некоторых из них живут монахи, которые ищут более подвижнической жизни. В нескольких километрах от монастыря есть особые дальние кельи наподобие наших скитов, куда на несколько месяцев уходят монахи для уединённых молитв.

-10

В заключение хочется сказать, что за каждой молитвой из нашего молитвослова скрыт колоссальный духовный опыт великих подвижников древности. Их труды актуальны до сих пор и могут приносить огромную духовную пользу всем нуждающимся. Основанные ими монастыри сохраняют память об их подвигах и дарят нам уникальную возможность почувствовать связь времён и поколений.

P. S. Искренне благодарим за то, что дочитали до этого места и рекомендуем подписаться, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

Поддержать автора: 4276 2007 0682 6703 (Сбербанк)