@Максим Казючиц
19 мая 2022 года вышел новый российский сериал «Нулевой пациент». Мотив смертельной болезни с возможностями социальной критики был уже представлен в мини-сериале «Звоните ДиКаприо!», режиссер Жора Крыжовников. Проект получил значительный резонанс и чрезвычайно высокие оценки в среде профессиональной критики. Все ли актёры больны? А может мы все носители смертельно опасной инфекции…
Основная сюжетная линия связана с главным героем звездой телесериалов Егором Румянцевым (Александр Петров), у которого диагностирован ВИЧ, его поступки, реакция на обнаруженную болезнь является формальным двигателем сюжета. Крыжовников отмечал в интервью, что понимание цели проекта как просветительской - профилактика ВИЧ/СПИД в России - была далеко не основной.
Немаловажно социальное пространство, в котором развивается действие: в подавляющем большинстве персонажи принадлежат к «артистической среде», «селебрити», либо непосредственно работают в этой сфере как технические работники (гримеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры и пр.). Таким образом, такое сюжетное допущение позволяет создать сравнительно небольшой замкнутый мир друзей и «друзей друзей», чтобы в более концентрированном виде показать реакции героев на заражение.
БРАТ
Действие начинается на съемочной площадке медицинского телесериала, где главную роль исполняет Егор. Съемки идут с переменным успехом, герой периодически пропадает со съемок или находится в нетрезвом виде. В соседнем павильоне для программы в духе «магазин на диване» снимается его брат Лев, актер гораздо менее талантливый.
Выбор заболевания в сериале носит символический характер: с ВИЧ/СПИД инфекцией связаны масса предрассудков, реакция людей в целом сугубо негативна и т. д.
Противопоставление больных и людей, ведущих «артистическую жизнь», с одной стороны, всем остальным - с другой показано в сериале в виде конфликта между охранником центра ВИЧ и Румянцевым.
Охранник, каждый раз встречая актера, называет его «пидорасом», увидев его с братом, называет того женой Румянцева и т. д. и т. п. Однако расслоение продолжится - неприятие болезни Егора происходит и в артистической среде: съемочная группа сериала пишет петицию продюсеру проекта (любовнице Румянцева и тоже, как выяснится потом, инфицированной) об отказе работать с ним.
Иными словами, Крыжовников использует, в сущности, тот же принцип, который известен еще в фольклорном материале. М. Бахтин отмечал в свое время, что образ дурака, шута в сказке характеризуется тем, что подобный персонаж имеет собственное пространственно-временное (хронотопическое) измерение, которое обычно приводит его к неизбежному резкому столкновению с основным пространством и временем произведения, где существуют прочие персонажи.
На протяжении практически всего сериала герой Петрова практически перманентно пьян, что является одной из формальных мотивировок его девиантного поведения.
Так, в 3-ей серии он едет в автомобиле с одной из своих любовниц - визажистом Дашей (Юлия Хлынина) и внезапно принимает решение не останавливаться по требованию ДПС, устраивает гонки на дороге, разбивает машину и т. д.
Драматургия роли Румянцева вполне точно отражает известную экзистенциальную схему Е. Кюблер-Росс, включающую пять фаз оценки пациентом своей болезни: Отрицание или шок; Гнев; Торг; Депрессия; Принятие. Актер проходит практически все стадии. Наиболее разрешительные действия он совершает на первой и второй фазах, пытается перепроверить результаты теста на ВИЧ, продолжает жить половой жизнью, распространяя заболевание. На третьей фазе он пытается заключить сделку с судьбой: отправляется в церковь, собирается исповедаться (4-ая серия).
ЖЕНЩИНЫ
Постепенно и зараженные начинают осознавать свое положение и по-своему реагировать на болезнь. Невеста лучшего друга Егора, фотомодель Полина (Александра Ревенкова), почти до финала отказывается принять даже саму мысль о болезни: она боится выяснить, больна она ВИЧ или нет, поэтому сдает заведомо бессмысленные анализы. Заражается она, после грубого, совершенно механического полового акта с Румянцевым в лифте, в котором она поднимается в собственную квартиру. Сама героиня пребывает в экзальтации: ей всюду видятся знаки судьбы; она периодически устраивает истерики, пытаясь вернуть своего жениха и т.д.
По мере того, как все большее число персонажей и их близких вовлекаются в эпидемию ВИЧ, у некоторых начинает смещаться ценностная шкала. Лев, подменяя Егора, за время съемок в сериале становится любовником продюсера Екатерины Золотовой (Анна Невская).
При этом он, будучи отцом семейства - двух детей и беременной жены - перестает принимать во внимание то, что знал определенно: Золотова состояла в связи с Румянцевым и могла быть больна. Лев лишь один раз покупает в аптеке специальный тест на ВИЧ и, не найдя ничего, вновь возобновляет отношения с Золотовой. Она, в свою очередь, соглашается на связь с ним, точно зная, что инфицирована.
Визажистка Даша, также инфицированная Румянцевым, пытается его простить: они вновь становятся любовниками, Егор обещает отвезти ее на отдых и, разумеется, не сдерживает обещание.
Таким образом, Крыжовников практически моделирует социальный эксперимент на примере изолированной группы с весьма специфическими аттитюдами (поведенческими моделями). По мере распространения болезнь перестает оцениваться персонажами как реальная угроза жизни и здоровью: поскольку болеют практически все, то быть больным становится новой социальной нормой. Ситуация от гибели главного героя никак не изменяется.
Критический ракурс авторского сообщения проявляется именно в том, насколько быстро герои перестают бороться с болезнью и ее распространением, оценивать ее как угрозу.
Одним из важных обстоятельств сериала является, по словам режиссера, формальное отсутствие жесткой градации персонажей на положительных/отрицательных.
Кто такой Крыжовников (он же Першин)
Крыжовников проводит параллель с «Ярмаркой тщеславия» У. Теккерея, на которого в отдельных аспектах ориентировалась концепция проекта. Художественный эксперимент сериала «Звоните ДиКаприо!», завершается неутешительным выводом о тотальном конформизме персонажей (и соответственно, общества, прежде всего российского) и готовности принять любые предлагаемые им конвенции, даже если они смертельны, за нормативные.
--
Поделитесь в комментариях вашими впечатлениями о сериале, похож ли Петров на Ди Каприо? А наши звезды в импортозамещение?
подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить свежих релизов и аналитических материалов от медиаэкспертов