Найти тему

«У нас лучшая среда для разработки»: в России появится отечественный аналог GitHub

После введения ограничений встал вопрос о создании российского репозитория. Татарстан уже делал шаги в этом направлении - на основе открытого кода были созданы портал государственных услуг Татарстана, правительственные сайты и облачные продукты. Развитие российского ИТ-рынка в сфере open-source-продуктов обсуждали на саммите, прошедшем в казанском ИТ-парке.

- Татарстан является одним из технологических лидеров в России, в целом по технологическому развитию, развитию отрасли информационных технологий, - заявил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин.

Именно благодаря лидирующим позициями республики по ИТ-решениям в стране на площадке казанского ИТ-парка прошел Open Source Summit - форум, на котором представители государственных структур и специалисты ИТ-коммьюнити обсудили развитие российского рынка open source, так называемого программного обеспечения с открытым кодом.

- Минцифры России готовит эксперимент по публикации программного обеспечения, находящегося в собственности государства, под открытой лицензией, а также совместно с экспертным сообществом прорабатывает задачу по созданию российской Open Source платформы, аналога GitHub. Эти темы, как и вопросы внедрения OSS-решений в частных компаниях и госорганах, и поддержки проектов на основе открытого кода станут центральными на отраслевом саммите в Казани, – сказал Паршин.

На пресс-подходе с журналистами замминистра сообщил, что отечественный репозиторий планируется запустить уже к концу этого года.

Осмотрев выставку с ИТ-решениями татарстанских разработчиков, Максим Паршин отметил потенциал республики в развитии открытого программного обеспечения. Среди экспонентов была представлена ИТ-компания Innostage, разрабатывающая продукты в области информационной безопасности, AccentOs, предлагающая облачные платформы, антивирусные продукты WebGuard. Были представлены на выставке и продукты Поволжского удостоверяющего центра, предлагающие импортозамещающие продукты. Например, Winem - программа для запуска приложений, разработанных для операционной системы Windows на российских ОС. Также Поволжским удостоверяющим центром разработана программа Tkcontrol, позволяющая управлять компьютерами корпоративной сети централизованно.

- Здесь состоялась выставка компаний и их решений, которые являются лидерами на российском рынке. Татарстан был, есть и будет одним из лидеров ИТ в России. Татарстан богат идеями, богат талантливыми разработчиками, при этом власть республики тонко и умно развивает преимущества, которые здесь есть, - подчеркнул Паршин.

-2

Татарстан начал переходить с западных платформ типа Oracle на отечественные аналоги еще в 2014 году. Госуслуги республики Татарстан, сайт правительства и президента РТ, а также облачные решения, которые пользуются органами власти, разработаны татарстанскими компаниями, которые изначально были ориентированы только на отечественные решения.

По словам министра цифрового развития Татарстана Айрата Хайруллина, в текущих экономических условиях тема разработки отечественного открытого ПО стала особенно актуальной. Целью Open Source Summit он назвал нахождение «точки сборки» - постановку задач развития российской Open Source-индустрии и заинтересовать разработчиков, которые могли бы с этими задачами справиться.

Он обратил внимание, что государство оказывает беспрецедентные меры поддержки ИТ-сектору. Это финансовая поддержка в виде субсидирования 80% затрат на разработку программного обеспечения, компенсация затрат промышленным компаниям, внедривших в производство отечественные решения. Представители малого и среднего бизнеса могут купить ПО из госреестра со скидкой в полцены.

На сессии об инфраструктуре открытого кода заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко рассказал, что open source в последние 10-20 лет остается основным драйвером всемирной индустрии разработки практически во всех областях ИТ.

- Есть много Open Source-продуктов в нашей стране. Поэтому я думаю, что стратегия, которая была разработана нашей индустрией, общественностью, которая продолжает  развиваться, может быть, из стадии проекта перейдет в какие-то реальные дела, - выразил надежду Панченко.

Этими «реальными делами» и станут отечественный репозиторий - экосистема разработки программного кода. Панченко напомнил, как создавались первые open sourse проекты. Свое начало они берут еще в 90-х, когда появилось ПО и продавались свободные лицензии.

-3

- Постепенно возникло движение. Вначале это было движение фанатов, но потом оказалось, что это не только философская концепция, но и удобная технологическая модель разработки. И уже в 2000 годах open source начала использовать серьезная компания с миллиардами клиентов, в 2010 году появился GitHub и аналогичные экосистемы. В то же время правительства разных стран - Китай, Германия, Россия, США, Франция - стали обращать внимание на open-source и продвигать его в своей стране,  - рассказал он.

По его словам, open source это больше, чем путь к импортозамещению. Это путь к активному технологическому суверенитету, активной позиции в мире, взаимозависимости. При этом не стоит забывать, что эта стратегия несет под собой риски. Заказчики могут быть не заинтересованы в переменах, а разработчики в открытии кода. На волне мер поддержки могут возникнуть низкокачественные open source-ПО. Также есть такие риски, как безответственное использование ОСПО без должной техподдержки, возникновение зависимости от иностранных сообществ, фондов, репозиториев.

Максим Паршин объяснил - хоть Минцифры и заинтересована в создании open source стратегии, оно должно быть разработано, одобрено и реализовано ИТ-сообществом. Поэтому стратегия в виде формального документа будет бессмысленна.

- Этот документ должен быть результатом нашей совместной работы. Поэтому то, что нужно со стороны государство найдет отражение в формальных документах, утвержденных правительством, но это ровно то, что нужно для поддержки этого движения, и здесь главное не мешать. Я бы сформулировал 4 принципа по отношению к open source, которым я, как чиновник, руководствуюсь. Первое - не мешать, второе - помогать, третье - вовлекать, четвертое - создавать возможности, - перечислил Паршин.

Он добавил, что главное - не зарегулировать эту сферу, а дать полную свободу творчества. Меры поддержки будут сконцентрированы на open source разработках. Большая часть отечественных разработках основана на открытом коде.

-4

- Мы как государство должны будем «сформулировать госсаказ» на разработку конкретных продуктов, которых у нас не хватает. Но мы не сможем платить кому-то по закону о госзакупках. Мы должны создать сообщество и суметь простимулировать open source разработку именно того, что нужно государству. Это достаточно простая утилитарная задача, которой мы должны найти решение, в том числе в рамках проектирования открытого репозитория, - рассуждал Паршин.

Замминистра «цифры» также добавил, что вовлечь молодых людей в ИТ проще всего через open source проекты.

Центром коммуникации между государством и разработчиками стал российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). Генеральный директор фонда Александр Павлов сообщил, что с начала марта от айтишников им поступило около 2700 обращений и инициатив.

- На платформе GitHub котрибьютило свыше 2,5 млн российских программистов, - позже на пресс-подходе сказал Павлов. - Мы должны дать новую среду совместной разработки, потому что действия недружественных стран блокируют наше активное участие в разработке глобального открытого кода. Поэтому, естественно, такая задача сейчас стоит, для этого мы встречаемся с коммьюнити, ищем конкретные прикладные решения задач. Компании сигнализируют о сбое логистических цепочек, о сложностях работы с платежными системами, доступе к финансовым ресурсам.

Он также добавил, что меры поддержки фонда, которые поддержало министерство РФ,  очень востребованы по сравнению с прошлым годом.

- У нас есть программа поддержки малых субъектов предпринимательства, они получают российское конкурентоспособное ПО со скидкой в 50% и мы видим кратный рост такой востребованности. Да, уходят зарубежные компании, да, страны вводят санкционные ограничения, но у нас лучшие программисты, у нас лучшая среда для разработки, - резюмировал Павлов.