Промысловые кооперативы Урала сыграли большую роль в преодолении последствий тотального дефицита предметов потребления в предвоенном СССР. Им оказывалось содействие со стороны центральных органов, которые разрабатывали и реализовывали региональные программы производства товаров повседневного спроса из местного сырья.
"Сталинский великий перелом" стал тяжелым ударом для советского кооперативного сектора экономики.
- Только за один 1938 г. учебная сеть промкооперации по подготовке специалистов сократилась по количеству вузов с трех до одного, техникумов — с 46 до 12, профессиональных школ — с 294 до 97. Параллельно наблюдалось неуклонное снижение доли товаров широкого потребления в валовом производстве кооперативных предприятий в СССР — с 81,8 % в 1936 г. до 64 % в 1938 года - статья Андрея Аркадьевича Пасса Кооперативная промышленность Урала в условиях товарного кризиса 1939-1941 гг
Учтя, что товарное производство товаров народного потребления падает (за счёт акцента на производстве промышленной продукции) правительство при разработке III пятилетнего плана развития народного хозяйства обратило внимание местных органов власти на необходимости развития местной промкооперации.
Для самих кооператоров эти планы были не камильфо. Перегибы в отношении кооперации объяснялись происками "врагов народа", засевших в руководстве кооперативным движением. Конечно со всеми вытекающими для кооператоров.
Стали появляться газетные статьи о канцелярско-бюрократическом стиле руководства кооперативным движением. В то же время начали прислушиваться к мнению самих кооператоров.
В крупных советских СМИ были открыты колонки с публикацией писем от кооперативников. Письма шли в большом количестве.
По результатам обращений партийные органы проводили проверки.
Эти проверки давали результат и помогали наладить связь между кооператорами и органами власти.
Но чаще ограничивались заседаниями, где выдвигали формальные решения.
На Урале промышленная кооперация как и по всей стране также испытывала серьезные проблемы. От кооператоров требовали увеличить выпуск товаров широкого потребления, но при этом не решали проблему с сырьем.
- Такая тактика не могла привести к успеху, что и было признано Челябинским обкомом ВКП(б) 14 июля 1940 г. При обсуждении вопроса «О выпуске товаров ширпотреба» бюро ОК констатировало, что ранее принятые на этот счет решения не выполняются ни артелями, ни облпланом, ни госпредприятиями. Тем не менее, вновь ограничились «дежурным» набором рекомендаций: совершенствование ассортимента, учет всех отходов для их последующего распределения по кооперативам, овладение передовым опытом. Кроме того, партийный комитет предлагал организовать филиал московского павильона «изящных образцов товаров ширпотреба» - Областной Государственный Архив Челябинской области (ОГАЧО) ПФ. 288. Оп. 3. Д. 409. Л. 9–11.
Таким образом, ничего конкретно для развития кооперации не делалось. Вследствие этого закрывались кондитерские и колбасные цеха, столовые и парикмахерские.
- В итоге, располагая богатейшими природными ресурсами, Челябинская область по уровню развития промкооперации значительно отставала от других административно-территориальных образований, занимая в РСФСР 29-е место. Положение с товарами широкого потребления продолжало оставаться здесь одним из самых напряженных на Урале. Конечно, нельзя сказать, что совсем ничего не делалось. В Челябинскомоблпромсовете в 1940 г. валовое производство выросло в сравнении с предшествующим годом почти на 25,6 млн р., или на 44 %, но в расчете на одного жителя челябинские артели выработали продукции всего на 25 р. - ОГАЧО. Ф. 965. Оп. 5. Д. 4. Л. 2; Челябинская область (1917–1945): сб. док. и материалов. Челябинск, 1999. С. 190 16
Несмотря на это были энтузиасты, которые находили силы на развитие кооперативного дела. Так, в Башкирской АССР глава артели "Инвалид" Исерс сумел построить каменное двухэтажное здание по химической чистке и реставрации одежды. Это была первая химчистка в Уфе.
И это несмотря на то, что партийные органы в Уфе полностью игнорировали работу по развитию кооперативного дела.
Даже несмотря на контрольные комиссии из Москвы партийные органы не просто игнорировали работу по развитию, но, часто вынуждали кооперативные артели выделять людей на выполнение плана в госпредприятиях.
Кооперативщикам больше помогали центральные органы, чем местные. Так, в начале 1939 года Госбанк увеличил разовый кредит до 50 тыс. рублей на организацию мастерских. Это стало большим подспорьем для кооператоров, которые смогли закупать дополнительное оборудование.
Для развития кооперативного дела СНК СССР выпустило постановление № 913 от 21 июня 1939 г. «Об улучшении работы местной промышленности и промысловой кооперации».
Это постановление заставило двигаться местные органы партийной власти, которые 8 октября 1939 года рассмотрели вопрос 8 октября вопрос «О производстве товаров широкого потребления».
Активно включились и местные СМИ. В номере газеты "Уральского рабочего" от 21 февраля 1940 г. рассказывалось об открытии в Свердловске первой в стране мастерской по окраске обуви, а до этого газета сообщила о неправомерной передаче одного из цехов кировоградского кооператива портных в ведение облутильхимпромсоюза, законсервировавшего действующее производство.
Постановление рассмотрели и на районных заседаниях райисполкомов.
При этом эффект от этих мер был небольшим, так как партийных в кооперативах было мало - всего 2-3 %.
Поэтому, именно коммунистов стали выдвигать в руководители кооперативов. Это в какой-то мере позволило наладить контроль партийных органов над кооперативным движением.
Принятые меры позволили выполнить планы по выпуску продукции на 87-101 %. Только в Свердлове в 1939 году открылось 91 мастерская, что позволило вовлечь в их деятельность 673 ремесленника-кустаря.
Таким образом первые же санкционированные центром попытки местных администраций «оживить» деятельность кооперации в предвоенный период оказались результативными. Это стало основой возрождения артельно-кооперативного сектора экономики, который был по сути альтернативой государственному социалистическому хозяйству.
Статьи канала "История и культура Евразии" за ноябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы