Пока смотрел новый сезон "Матрешки", мое настроение и отношение к увиденному менялись с калейдоскопической скоростью. От "Да что тут вообще происходит?!" до "Ого, класс, так держать!" и обратно я пролетал буквально в считанные минуты. Пока не очень понимаю, плохо это или хорошо (скорее, плохо – есть риск, что непонятный и противоречивый проект Netflix предпочтет закрыть), но понятно одно - равнодушным меня все это точно не оставило. А с тем, что меня зацепило, разговор короткий – будьте добры, проследуйте в паноптикум Киноведа в штатском. Будем вопросы задавать, чтоб не забыть, чем всё закончилось, ну, и в будущее посмотрим с надеждой, верой и любовью.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Итак, что осталось непонятным после семи новых эпизодов...
Как связаны Надя и Алан?
Первый сезон "Матрешки" строился на сюжетной конструкции, в которой Надя каждую ночь погибала, чтобы снова и снова приходить в себя на вечеринке, посвященной ее дню рождения. И хотя мир вокруг нее с каждой "смертью" изменялся всё сильнее, никто из близких женщины, кажется, этого не замечал. Пока Надя не встретила Алана, тоже оказавшегося во временной петле. Двух персонажей связали симпатичные платонические отношения, которые даже было любопытно наблюдать.
Во втором сезоне Алан оказывается странным образом связан с Надей – на этот раз они оба путешествуют во времени и пространстве на поездах нью-йоркской подземки, перемещаясь в тела своих предков. Однако, второй сезон также не дает ответ на вопрос, почему именно эти двое оказываются вовлечены в странную игру. Нам намекнули, что бабушка Алана и мать Нади могли быть знакомы, но это лишь крохотная зацепка.
Кто этот бездомный мужик?
Странный персонаж по имени Хорс, хоть и не играл в первом сезоне какой-то существенной роли, фигурировал в кадре довольно часто. Неопрятный бездомный нередко был груб в адрес Нади, но женщина всё равно питала к нему какую-то материнскую любовь, ухаживала, прикармливала и даже спасала от смерти. Наверное, чувствовала его сходство с собственной матерью, тоже слегка безумной и неуправляемой.
Во втором сезоне Хорс снова возникает, правда, совсем ненадолго. Перед тем, как Надя впервые садится в поезд, который везет ее в 1980-е, бездомный с противоположной платформы что-то кричит и делает какие-то знаки. Как он связан с происходящим с Надей и Аланом? Почему бездомный оказывается рядом с героями в их самые трудные времена? Является он хорошим знаком или плохим?
Как в сериале работает время?
Любые истории связанные с временными петлями и путешествиями в прошлое неизменно вызывают жаркие обсуждения того, как в этих сериалах и фильмах работает пространство/время. В применении к "Матрешке" вопрос стоял так – порождает ли каждое "оживление" Нади в первом сезоне новую хронологическую линию? Судя по концовке, в которой в тоннеле под мостом оказывается сразу несколько женщин с пышной рыжей шевелюрой, это действительно так.
Второй сезон добавил подтверждений этой версии, но дополнил теорию рядом "тонких мест" – в частности, остается непонятным, есть ли какая-то закономерность в том, где происходят разветвления временных линий. Мы видим, что у отправки Нади в прошлое есть определенная вселенская цель, но нет ответа на вопрос, есть ли у жизни героини какой-то "основной" маршрут, от которого остальные пути ответвляются, либо же все направления равнозначны?
Нашел ли Алан свое искупление?
Первый сезон был завязан на то, что два ведущих персонажа не могли выбраться из одного повторяющегося дня, пока не пройдут своеобразную процедуру "очищения". Алан тогда, хоть и с большим трудом, но принял свою суть – он не сможет быть совершенством для всех. В определенной степени, мужчина обрел равновесие и счастье, однако, во втором сезоне мы узнаем, что умиротворение это ему не принесло – Алан опять одинок и мучим необъяснимым беспокойством.
Второй сезон заканчивается тем, что Надя вновь разрешает свои проблемы – буквально, передав новорожденную себя своей матери и приняв мысль, что она не может и не должна менять свое прошлое. Лучше ей от этого не будет. А вот разрешил ли свои проблемы Алан, непонятно – очевидно, что в теле и времени своей бабушки Агнес он чувствует себя лучше, но его финальное столкновение с прошлым не получило какого-то понятного результата. Что с ним теперь? Он, наконец, доволен жизнью?
Куда пропал целый месяц из жизни Нади?
Еще один интересный вопрос, связанный с тем, как в сериале работает время, возникает в финальном эпизоде второго сезона. На протяжении всех своих поездок в прошлое Надя отмечает, что в двух параллельных временных пластах ее жизнь продвигается равномерно – то есть в прошлом она живет с той же скоростью, что и в настоящем. Но вот фокус – когда Надя приносит из прошлого в настоящее себя-малышку, то обнаруживается, что ее не было несколько недель. Точнее, она не помнит, что за это время произошло.
Как только Надя исправила прошлое и вернулась в свою временную линию, обнаружилось, что отсутствовала она целый месяц, и за это время умерла Рут. Что случилось в этот месяц? Почему хронология сбилась? Повлияла ли на временную шкалу сама Надя, или это было внешнее воздействие? Может ли героиня вернуть себе потерянное время обратно?
Что происходило с сознанием Норы и Агнес?
Крайне интересной мне видится и проблема взаимодействия Нади и Алана с их предками, когда герои возвращались в прошлое. Ладно физика процесса, этому и более серьезные фильмы и сериалы далеко не всегда уделяют должное внимание – куда любопытнее выглядит психологическая сторона поездок персонажей из нашего времени в прошлое.
Подумайте, а куда исчезает сознание Норы, когда в ее тело вселяется Надя? И тот же вопрос относительно Агнес... Что происходит, когда "гости", наконец, покидают, занятые тела? Агнес и Нора помнят, что были "одержимы" или же это время просто выпадает из их памяти? В разговоре Агнес и Алана кажется проскальзывают намеки на то, что женщина осознает всё, что происходило с ней, пока ее тело контролировал внук. Но как это работает? Мне непонятно.
Что значат тела в морге?
Финальное путешествие Нади по больнице порождает столько вопросов, что я просто не знаю, за что хвататься в первую очередь. Самое интересное, на мой взгляд – визит героини в морг. Здесь она видит сразу несколько тел (три, как минимум), которые принадлежат "другой ей", погибавшей раз за разом в первом сезоне. Включая самую первую смерть после удара автомобиля.
Это довольно странный эпизод, имеющий некоторый сюрреалистичный оттенок и в плане работы оператора, и с точки зрения цветов и освещения, и даже в аспекте актерской игры – я бы вообще не особенно придавал этой истории значение, она похожа на какой-то бред. Кстати, есть фанатская теория о том, что и Алан, и Надя на протяжении всего сериала мертвы. Ее можно было бы попробовать разобрать, но я такое не люблю – слишком уж это топорный и грубый сюжетный трюк.
Почему Надя опять вернулась к тому самому дню рождения?
Это выглядело немного странно, но все путешествия героев во времени, все попытки переиначить прошлое, а затем вернуть всё на свои места, все усилия изменить свою судьбу привели Надю и Алана в итоге в ту самую точку, откуда всё началось – персонажи опять оказались на злополучном дне рождения Нади. Это красиво закольцовывает два сезона, но скорее порождает массу вопросов, а не закрывает сюжетные линии.
Может быть, то, что герои переживали этот день так много раз, сделало его ключевой точкой хронологии? Может, персонажи и в самом деле сразу умерли, а все их дальнейшие мытарства – это всего лишь вариант чистилища? Может, шоу имеет какой-то религиозный подтекст с рождением, смертью и воскрешением? Учитывая, отношение Нади к Богу, это было бы интересно. Так почему же так важен именно этот день?
Почему вообще всё это происходит?
Этот вопрос можно и не задавать – он висит над сериалом с самого начала, и за два сезона мы не приблизились к ответу ни на один шаг. Я не могу объяснить, что происходит с героями, но что еще грустнее, кажется, и Надю это полностью перестало интересовать – теперь она не пытается понять природу своих злоключений, а просто плывет по течению, изредка пытаясь извлечь из происходящего выгоду.
В свое время сериал удивил и захватил тем, что выстроил интересную вселенную и не стал ничего объяснять, сосредоточившись на том, как герои в этой вселенной будут выживать. Надя и Алан выжили. Выжили и продвинулись вперед, но объяснений причин происходящего так и не появилось. Будут ли даны ответы в третьем сезоне? Ой, не знаю... Некоторые вещи хороши, пока остаются в сумраке загадочности. Хотя я согласен и на прямой ответ – лишь бы в нем был смысл.
Вот такие мысли сформировались в спешке по следам только что досмотренного шоу – понимаю, что изложены они, в большой степени, для себя на будущее. Но польза от этого текста непременно еще проявится – такая статья, подводящая итоги первому сезону, мне очень помогла перед началом второго. Так что вы меня еще поблагодарите, когда года через три придет время вспоминать, на чем мы остановились, перед выходом новых серий.
Ну, да ладно. Чего это я сам себя в собственной пользе убеждаю? Мне-то она очевидна. Как очевидно и то, что следующей статьей надо всех удивить – хотя бы резкой сменой тематики и настроения. Что же, за работу тогда. А вы – заглядывайте на канал Киноведа в штатском, обновления здесь очень даже регулярные. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, и...
Увидимся в кино!
#сериал #жизни матрешки #матрешка #russian doll #фантастика