Найти тему

В какой карточной игре пытался найти свое счастье Германн в "Пиковой даме"

Уверен, что сюжет "Пиковой дамы" Пушкина известен всем, кто читает этот пост. Речь там о том, что некий офицер Германн, услышав, что бабушка одного его знакомого, графиня, владеет тайной счастливых карт, вознамерился эту тайну узнать, для чего проник в будуар старушки, испугал ее до смерти (буквально), а потом ему явился призрак старой графини и сообщил таки желанную информацию. После чего Германн три дня подряд ходил играть, ставил каждый раз на одну карту. В первый раз это была тройка, во второй — семерка, а в третий он поставил на туза (как и велел призрак старой графини), но его карта оказалась бита пиковой дамой.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях

Александр Бенуа. Иллюстрация к "Пиковой даме" А.С. Пушкина, 1910.
Александр Бенуа. Иллюстрация к "Пиковой даме" А.С. Пушкина, 1910.

Я ни разу не картежник, и, кроме как в "дурака" и "буру" ни во что никогда не играл, и мне всегда было удивительно, что это за игра такая — приходишь, ставишь на одну карту, выигрываешь и уходишь?! В чем, собственно, игра-то? Оказывается, Германн играл в штосс, популярнейшую в начале XIX века картежную игру. Для нее была нужна колода в 52 карты, но можно было играть и 36-тью. Было несколько вариантов игры, могли играть два игрока — понтер (кто ставит на карту) и банкомет, который будет раскладывать карты.

В игорных домах обычно за стол садились несколько понтеров, банкомет же в любом случае был один. Считалось приличным, когда у каждого понтера была своя колода карт.

Александр Бенуа. Иллюстрация к "Пиковой даме" А.С. Пушкина, 1910.
Александр Бенуа. Иллюстрация к "Пиковой даме" А.С. Пушкина, 1910.

Суть игры была в том, что понтер загадывал какую-то карту и называл сумму, которую он на нее ставит. Колода была у банкомета, и он начинал раскладывать карты по левую и правую стороны от себя. Когда открывалась загаданная карта, победа игрока зависела от того, по какую сторону от банкомета она легла. Если слева — выигрывал понтер, справа — банкомет.

В случае Германна колоды были у него и у банкомета Чекалинского. Разумеется, их распечатывали тут же, за столом. Понтер клал на стол рубашкой верх загаданную карту. Банкомет начинал метать. Когда у него выпадала загаданная карта, понтер ее открывал. Например, во второй день Германн загадал семерку, и, как пишет Пушкин: «Валет выпал направо, семерка налево. Германн открыл семерку». В тот день он выиграл. В роковой третий день уверенный в себе Германн все поставил на туза, но налево выпала пиковая дама. Вот такой штосс. Игра простейшая, но, похоже, интригующая.

#история #культуры #игры

Подписывайтесь на мой канал!

Читайте еще здесь:

Эти люди, как живые, глядят на нас из тьмы веков: фаюмские портреты

Любой может побывать на последней квартире Пушкина: и я там был