Найти тему

Что общего у истории Парижа и Неаполя? Рассказываю.

Оглавление
Неаполь и Париж
Неаполь и Париж

Ресанация Неаполя.

Реконструкция Парижа эпохи Наполеона III известна практически каждому, но что мы знаем о похожих событиях в Италии? Почему часть Неаполя выглядит так, будто она застроена "по линейке"?

Неаполь
Неаполь

Давайте разбираться.

Италия конца XIX века – государство молодое, только обретающее свою национальную идентичность, литературный язык, который позволит неаполитанцу или флорентийцу понять бергамаска или венецианца, требует перемен и новых свершений, отражающих формирование единой итальянской нации, в том числе и в архитектуре.

Встреча Джузеппе Гарибальди в Неаполе (1860)
Встреча Джузеппе Гарибальди в Неаполе (1860)

Ресанация – весьма значимое и довольно радикальное (в частности для кварталов Пендино, Порто, Меркато и Викариа – они практически полностью изменили свой облик, утратив ценные памятники архитектуры и искусства) урбанистическое событие Неаполя конца XIX века, после которого в Неаполе появилась узнаваемая регулярная застройка, новые просторные дороги и площади. Эпидемия холеры, тяжело поразившая город в 1884 году ускорила процесс реновации города, тянувшийся примерно с середины XIX века.

Вьяле Грамщи
Вьяле Грамщи

И уже в 1885 мэр Неаполя Никола Аморе подписал “Закон о ресанации города Неаполя”, а 15 декабря 1888 года в целях его осуществления создаётся “Общество Ресанации Неаполя”.

Было решено сравнять с землёй многочисленные здания чтобы проложить путь Проспекту Умберто, площадям Николы Аморе и Джованни Бовио (Биржевая площадь) и галереи Умберто I.

Неаполь, Виа делла Марина (XIX век) – источник: https://www.catawiki.com/en/l/30540981-edizione-brogi-xix-napoli-vecchie-case-in-via-della-marina
Неаполь, Виа делла Марина (XIX век) – источник: https://www.catawiki.com/en/l/30540981-edizione-brogi-xix-napoli-vecchie-case-in-via-della-marina

На деле же, величественные строения в стиле Умбертино скорее служили лишь прикрытием деградации и нищеты районов за богатством декора фасадов новых помпезных строений, нежели являлись решением проблем.

Предпосылки и первый проект

Фердинанд II – король Королевства Двух Сицилий (династия Бурбонов)
Фердинанд II – король Королевства Двух Сицилий (династия Бурбонов)

Ещё в 1839 декретом Фердинанда II утверждён Градостроительный совет, обозначивший насущные для решения проблемы городской среды Неаполя:

  • создание рабочего квартала на востоке с расширением порта и промышленной зоны
  • строительство жилых кварталов на западе вдоль холмов Посиллипо и Вомеро
  • скоростное сообщение центра города и новых территорий с помощью строительства тоннелей и фуникулёра
  • удобное соединение западных территорий с восточными посредством выпрямления морского променада либо расширением улицы Кьяйа
  • радикальные изменения в центре города посредством массового сноса зданий и прорубания магистралей на их месте
Панорама Виа Дуомо
Панорама Виа Дуомо

Первые изменения в городской ландшафт начали происходить в квартале Сан-Лоренцо в 1852 году, ещё до эпидемии холеры в Неаполе, но успехом не увенчались как из-за отказа собственников покидать жильё, так и из-за бюрократических сложностей, например, при строительстве новых зданий в городе появлялись новые проблемы – здания зачастую оказывались перекрыты старыми постройками, а их владельцы всячески сопротивлялись экспроприации, попытки строить новые улицы сталкивались с необходимостью согласовывать работы по нескольку раз, ровно столько, сколько менялся правитель, так, например, работы на Виа Дуомо были впервые согласованы в 1839, а строительство было закончено лишь в 1868 году.

Новые кварталы востока и запада

Квартал Амедео
Квартал Амедео

Запланированные Градостроительным советом при Фердинанде II проекты строительства на востоке и западе так и не были реализованы в полной мере, снова натолкнувшись на нежелание собственников уступать свою недвижимость и бюрократию.

Порт Неаполя (1834)
Порт Неаполя (1834)

По задумке совета восточная территория была определена как наиболее подходящая для строительства рабочего квартала и промышленной застройки, такой как металлургические производства, необходимые для строительства железных дорог. Для воплощения в жизнь в итоге был выбран проект Луиджи Джура, который не был реализован вплоть до принятия "Закона о ресанации Неаполя".

Вид на восток Неаполя (1775 г.)
Вид на восток Неаполя (1775 г.)

Ситуация западной же территории была сложнее – зона под будущее воплощение плана была плохо урбанизированной со сложной орографией в виде спускающихся к воде террас, множественные проекты требовали внушительных вложений со стороны городской власти, а победивший и почти принятый проект Франческо Пьянелла столкнулся с бюрократическими трудностями и в жизнь воплощён не был.

Кьяйа (до 1834 г.)
Кьяйа (до 1834 г.)

В 1868 году городской совет поручил архитекторам Скоппа и Рендине частично исполнить задумку архитектора Ружье – ось Кьяйа-Корсо Эммануеле заменена соединением через Виа Мартуччи, Пьяцца Амедео и Виа Понтано.

Неаполь, Виа Кьяйа (примерно конец XIX в)
Неаполь, Виа Кьяйа (примерно конец XIX в)

С завершением строительства первого ядра началось расширение между пьяцца Амедео и церковью Санта-Тереза. Так рождается квартал Амедео.

Квартал Амедео (около 1901-1902 гг.)
Квартал Амедео (около 1901-1902 гг.)

Обустройство набережных Неаполя и la colmata

Набережная Неаполя до реконструкции – Виа Санта Лучиа (1834)
Набережная Неаполя до реконструкции – Виа Санта Лучиа (1834)

Для реконструкции неаполитанских набережных архитекторами были предложены проекты для воплощения в различных зонах будущего променада.

Ривьера-ди-Кьяйа (начало XIX в)
Ривьера-ди-Кьяйа (начало XIX в)

В 1858 году архитектором Гаэтано Дженовезе был представлен проект реконструкции Виллы ди Кьяйа, предусматривавший расширение парка Вилла Комунале, застройки набережной новыми зданиями и создание песочного пляжа.

Вид на Мерджеллину (1764 г.)
Вид на Мерджеллину (1764 г.)

Архитектор Энрико Альвино предложил в 1862 году градостроительному совету проект с расширением Виа Санта Лучиа, обустройством Фонтана Гиганта и организацией променада.

Мерджеллина (вид до работ)
Мерджеллина (вид до работ)

В 1869 году муниципальная комиссия снова подняла вопрос об обустройстве набережной, однако, в урезанном варианте (между Мерджеллиной и Санта-Лучией, победил проект Джилетты, предусматривавший расширение парка Вилла Комунале и дорогой между пьяцца Витториа и Мерджеллиной, заменой пляжа на пристань и строительством канализации.

Санта-Лучиа (примерно до 1895 г.)
Санта-Лучиа (примерно до 1895 г.)

Работы на Виа Санта-Лучиа (примерно до 1895 г.)
Работы на Виа Санта-Лучиа (примерно до 1895 г.)

Побережье Неаполя – источник: Google Maps
Побережье Неаполя – источник: Google Maps

Проект был разделён на 2 части:

Виа Санта-Лучиа (до работ)
Виа Санта-Лучиа (до работ)
Виа Санта-Лучиа (н.в.)
Виа Санта-Лучиа (н.в.)

  • от Санта-Лучия до Пьяцца делла Витториа (завершёна в 1872 г.)
  • от Пьяцца делла Виттория до Мерджеллины (завершёна в 1883 г.)
Пьяцца Витториа (н.в.)
Пьяцца Витториа (н.в.)
Виа Санта-Лучиа (1920 г.)
Виа Санта-Лучиа (1920 г.)

La colmata

Виа Партенопе (около 1907 г.)
Виа Партенопе (около 1907 г.)

Под этим термином подразумевается намыв территории на юг от Виа Санта-Лучиа по проекту инженера Луиджи Лопса (1883 г.) окончательной редакции 1886 г.

Намытая территория
Намытая территория

Работы были завершены в в 1895 г. и привели к созданию нынешнего квартала Орсини. С открытием новой улицы "Виа Партенопе" (в последствии названной в честь Надзарио Сауро) Виа Санта-Лучиа была закрыта от моря.

Эпидемия холеры и "Закон о ресанации"

Эпидемия 1884 года

Хоть случившаяся эпидемия была уже третьей за столетие, недостаточная пропускная способность и плохая налаженность городской системы канализации привела к тому, что эпидемия ударила по городу довольно сильно. Общественное мнение слилось с мнением руководителей города, а слово, содержавшееся в призывах премьер-министра Агостино Депретиса "Выпотрошить" (sventrare – ит.) стало применяться в отношении любых грандиозных урбанистических событий на территории Италии в дальнейшем.

Во время визита короля Умберто I по случаю эпидемии, недовольные граждане и представители городской власти говорили о необходимости великих градостроительных перемен в нижних кварталах города, наиболее пораженных холерой. Сторонниками "потрошения" города были мэр Неаполя Никола Аморе и премьер-министр Агостино Депретис.

Проблемы, о которых говорили десятилетиями, стали вновь насущными благодаря эпидемии.

19 октября 1884 г. Адольфо Джамбарба (будущий ответственный за разработку проектов) представил мэру проект, сопровождаемый отчетом и измерениями, а также данными о состоянии зданий, землепользовании для перепланировки нижних районов и расширения города на восток. Работа была выполнена всего за пятнадцать дней, и, как указывает сам автор, "она не могла бы стать рабочей без всех исследований, которые отныне всегда готовились городскими администрациями".

Проект Корсо Умберто I (Федерико Скьявони, Адольфо Джамбарба)
Проект Корсо Умберто I (Федерико Скьявони, Адольфо Джамбарба)

Фактически, Джамбарба уже участвовал в конкурсе на генеральный план в 1871 году, предложив прямую линию в соответствии с тем, что уже предвидел Энрико Альвино в 1868 году, для пути между железнодорожной станцией и центром города.

Проект застройки зоны вокзала (Федерико Скьявони, Адольфо Джамбарба)
Проект застройки зоны вокзала (Федерико Скьявони, Адольфо Джамбарба)

После споров и обсуждений проект Джамбарбы был одобрен и утверждён 17 февраля 1885 г. 10 мая того же года был достигнут еще один важный результат в восстановлении города – открыт акведук Серино.

Legge per il Risanamento

27 ноября 1884 г. премьер-министр Италии Агостино Депретис представил в Палату депутатов законопроект, состоящий из пятнадцати статей, составляющих «Положения о Неаполе»; их изучение было поручено комиссии, которая 18 декабря представила в совет отчет, составленный Рокко де Дзерби, для основного плана из девятнадцати статей, которые частично изменены и составляют «Закон о восстановлении города Неаполя», обнародованного 15 января 1885 г.

Агостино Депретис
Агостино Депретис
Bisogna sventrare Napoli!

Комиссией было рассмотрено 3 проекта:

Первый, связанный со старым проектом прямой линии между Пьяцца дель Муничипио и Центральным вокзалом.

Второй, не совсем новый и напоминающий проект Альвино 1874 года и представленный городскими инженерами. Между Виа Медина и железной дорогой будет прямая линия с 14 или 15 перекрестками.

Третий проект – инженер Бреда этом проекте прямая линия будет начинаться не с Виа Медина, а с Пьяцца Муничипио.

Пьяцца Муничипио (XIX в.)
Пьяцца Муничипио (XIX в.)

Для доработки проекта было создано 3 подкомитета: по прореживанию нижних кварталов, по расширению города и по канализации.

Помимо мнения Адольфо Джамбарбы, комиссия выслушали мнение многочисленных экспертов, в том числе Анджело Карелли, Эквицио Майо, Фолинеа, Фалько и Брунли, Монархической ассоциации и Ламонта Янга.

Пьяцца Муничипио до ресанации (примерно до 1872 г,)
Пьяцца Муничипио до ресанации (примерно до 1872 г,)

Работы на Пьяцца Муничипио (примерно между 1873 и 1875 гг.)
Работы на Пьяцца Муничипио (примерно между 1873 и 1875 гг.)

После того, как проект по ресанации кварталов Порто, Пендино, Меркато и Викариа был рассмотрен, он был представлен на утверждение правительства, которое через Высший совет общественных работ запросило некоторые разъяснения, которые были предоставлены инженером Джамбарба. В частности, возникли сомнения в сумме, необходимой для операции: выделенных по закону 100 миллионов сразу оказалось недостаточно для всех предусмотренных проектом работ. Никола Аморе сообщал о двух возражениях, выдвинутых правительством, следующим образом: «Сначала утверждалось, что наша ресанация не должна ограничиваться только районами, где эпидемии свирепствуют больше всего, а должно распространяться на весь город; что для осуществления всего задуманного нами потребовались бы гораздо больше той сотни, которая разрешена законом от 15 января».

Пьяцца Муничипио (1935 г.)
Пьяцца Муничипио (1935 г.)

25 июля был издан королевский декрет, утверждающий расширение города в десяти кварталах (Ареначча, Сант-Эфрамо-Веккьо, Оттокалли, Понти-Росси, Мирадуа, Матердей, Вомеро-Аренелла, Бельведере, расширение Рионе Амедео) и два пригородных района.

Проект застройки квартала Вомеро-Аренелла
Проект застройки квартала Вомеро-Аренелла

Техническому совету было поручено исследовать и проработать спорные вопросы. Совет посвятил себя тщательному изучению поднятых вопросов, подсчитав, что расходы, включая земельный кадастр, не превысят 78 миллионов лир, и внес частичные изменения в первоначальный проект.

Работы на Пьяцца Календа
Работы на Пьяцца Календа
Санта-Лучиа (до работ)
Санта-Лучиа (до работ)