План на единственный наш полный день в Дербенте был скромным до невозможности - сходить в крепость и съездить к Луню. Но часто бывает так, что вроде ничего особо не делаешь, а оглянувшись назад понимаешь - ого-го, вот это мы сегодня дали!
Сразу после завтрака мы пошли к цитадели Нарын-кала. Обычно именно её называют дербентской крепостью, хотя по сути крепостью был весь город, а укреплённый замок на горе - ядро, сердечник и столп этой сложной оборонительной системы.
Мечеть
По дороге заглянули в Джума-мечеть. Поясню, что Джума - это не название, а статус. Пятничная мечеть, в которой раз в неделю собирается на молитву вся мусульманская община.
Эта - самая старая в России и одна из пяти старейших в мире, построена в конце первого тысячелетия нашей эры.
Она такая старая, что ей не нужно никому ничего доказывать. Как и многовековым платанам во дворе. Сам факт существования на протяжении сотен лет избавляет от какой-либо суеты.
Цитадель Нарын-кала
По крепости (будем называть её так) мы бродили часа два. Рекомендую подъезжать наверх на машине. Поскольку мы пошли пешком, ко входу пришлось подниматься по очень крутой и длинной лестнице. Пока заберешься наверх - устанешь. И это налегке - с рюкзаком. А представьте, каково было тем, кто пытался её штурмовать! Но несмотря на грозный вид, Нарын-кала не раз капитулировала вместе со всеми городом.
Толстые стены, множество старых построек - сооружение интересное. Но, честно говоря, из-за обилия туристов и сувенирных лавок это больше похоже на парк. Визуально интересно, а вот атмосфера немного не крепостная.
Ещё одна особенность - прямо на отвесных стенах (сбоку) растут всякие растения, в том числе маки.
А выше на склоне горы мы увидели целые заросли этих цветов. Ну и конечно же поплелись и туда. Красиво, но усталости это прибавило.
Рынок: готовьте ваши денежки
На обратном пути из крепости мы побродили по узким улочкам старого города. Многие из них заставлены машинами, но нам удалось найти и совсем уж глухие проулки.
В одном из них встречная женщина в ответ на наше приветствие сходу спросила: "Вы из Москвы, из Питера?". Услышав ответ, что мы из Новосибирска, доброжелательно сказала: "Добро пожаловать!". Туристам здесь многие действительно рады.
И вот мы уже собирались поворачивать в сторону гостиницы, как наткнулись на вход на рынок. Зашли просто пофотографировать - а оставили тут тысячи полторы.
Невозможно удержаться, когда вокруг столько вкусностей! Травяные чаи, приправы, сыры, рыба, сладости. Мёд и урбеч, свежие лепёшки и колбасы, фрукты и овощи - что-нибудь обязательно да купишь.
Экраноплан Лунь: уникальный, первый и последний
А после обеда мы - по настоянию Кирилла - поехали в пригород Дербента посмотреть на легенду советской инженерной мысли - экраноплан Лунь.
Можно сказать,что это такой водный "Буран". У машины такая же трудная судьба, как у советского космического шаттла. Её разрабатывали на закате СССР. Машина действительно уникальная. Она скользит над водой на очень высокой скорости, почти как самолёт - около 500 километров в час. За счёт стремительности и малой высоты Лунь практически неуязвим ни для корабельных, ни для противовоздушных систем обнаружения. Прилетает, работает по морской цели и исчезает раньше, чем противник успевает осознать, что его уничтожили.
Достроить удалось только один образец. Он прошёл испытания, а затем проект был заморожен.
Этот единственный экземпляр сейчас выглядит плачевно. Но по крайней мере не погребён под обломками ангара, как один из Буранов. Его смогли транспортировать в Дербент. Здесь в скором будущем откроется парк "Патриот", в котором Лунь станет главным экспонатом.
Его подкрасят, подремонтируют - будет выглядеть как новый. Почётная пенсия для машины, которая толком так и не успела послужить.
А у нас впереди Каспийск. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые истории из Дагестана. Поставьте пожалуйста лайк - это важно для развития канала!