Найти в Дзене

Режим повествования: каким он бывает

Оглавление

Даже тот, кто никогда ничего не писал, кроме школьных сочинений, знает, что любую историю можно рассказать по-разному. Нет, речь идёт не об интересном или скучном рассказе и не о грамотном или безграмотном повествовании, а о режиме этого повествования.

Что такое режим повествования

У любого художественного текста есть стиль, есть сюжет, есть жанр — это тоже общеизвестно. Но есть ещё режим повествования, который не зависит ни от сюжета, ни от жанра. Если коротко, то это способ организации текста, как нарратива. Можно нарратив заменить словом «рассказ», но тогда получится двусмысленность, так как в русском языке рассказ — это не только повествовательное изложение материала, но и литературный жанр, форма малой прозы. Так что будем говорить о нарративе или повествовании.

Главный в нарративе — нарратор, то есть рассказчик. Именно он выбирает режим повествования — может рассказывать о событиях, что произошли в прошлом или будут происходить в будущем, может создать своё альтер-эго, то есть вымышленного рассказчика, может примерить на себя роль высшего всезнающего разума. То есть режим повествования — это способ организации текста, который включает три составляющих.

Ракурс, выбранный рассказчиком

Таких ракурсов три, выбор их зависит исключительно от желания автора, хотя есть некоторые ограничения или предпочтения.

Повествование от первого лица («я-повествование»)

В качестве нарратора выступает либо сам автор, либо его альтер-эго — главный герой или другой персонаж, рассказывающий о событиях, что произошли с ним. Этот режим позволяет создать условия погружения в текст, читатель быстро идентифицирует себя с героем и начинает ему сопереживать. В этом режиме меньше замечаются стилистические огрехи, недочёты сюжета и грамматические ошибки.

Однако рассказ от первого лица создаёт жёсткие рамки для самого рассказчика — он может знать только о тех событиях, которым сам был свидетелем. О мыслях и чувствах других персонажей рассказчик тоже может только догадываться.

Художник Доминик Амендола
Художник Доминик Амендола

От второго лица — рассказ-обращение к читателю

Этот тип повествования встречается редко, так как предполагает постоянное обращение читателю. Подобный режим может раздражать и самих читателей, и создавать неудобство автору, так как в этом случае не обо всём можно рассказать. Поэтому «ты-повествование» встречается чаще в виде вкраплений в тексте, написанном в другом режиме. «Представьте себе, идёте вы тихо-мирно по улице, и вдруг из-за угла…»

Рассказ от третьего лица

Это наиболее часто встречающийся режим повествования в художественном тексте. Он наиболее разработан, у него много возможностей для разных типов повествования. Такой режим наиболее объективный и свободный — автор может рассказать о том, о чём герои и не догадываются. Хотя в последнее время всё более популярным становится режим от первого лица.

Эти три типа организации текста по-разному проявляются в зависимости от выбора времени, в котором описываются события.

Художник Даниэль Герхартц
Художник Даниэль Герхартц

Временно́й режим повествования

Такой режим зависит от того, в каком времени по отношению к описываемым событиям находится автор.

  • Повествование в прошедшем времени. Это наиболее часто встречающийся режим, поэтому самый привычный и для автора, и для читателя. Более того, рассказы в устной речи тоже чаще всего строятся именно так. Прошедшее время удобно и для рассказа от первого лица, и для повествования от третьего. «Я пришла сегодня поздно» или «Она пришла сегодня поздно».
  • Повествование в настоящем времени. Ещё совсем недавно такой режим был редкостью и встречался в основном в виде вкраплений в текст, написанный в прошедшем времени. Однако последние несколько лет таких произведений становится всё больше. Преимущественно это характерно для молодёжной прозы (янг-эдалт). Повествование в настоящем времени, особенно от первого лица может производить очень сильное впечатление благодаря эффекту присутствия. Если, конечно, умело написано. «Я иду по улице, кутаясь в теплый шарф. Чувствую, как надвигается гроза, и порывы ветра рвут полы длинного пальто».
  • Повествование в будущем времени. Это редкий режим. Я не встречала большого произведения, написанного в таком формате, хотя отдельные вставки в текстах встречаются. «Когда-нибудь мы вспомним о том, что произошло. Мы будем сидеть за столом у камина и забудем все неприятности».
Художник Наталья Масалитина
Художник Наталья Масалитина

Фокализация

Режим повествования зависит от ракурса зрения, то есть выбора того, чьими глазами читатель увидит описываемые события. Такой режим называется фокализация (термин предложил французский философ и литературовед Жерар Женетт в 70-х годах прошлого века). Он предполагает выбор фокального персонажа — от него читатель получает информацию о событиях, героях, сюжете. Это далеко не всегда рассказчик-нарратор. Потому что рассказ от третьего лица означает, что фокальным персонажем выступает один из героев, а не сам автор. Всего три типа фокализации.

  • Нулевая — когда автор выступает в роли всеведущего божества, который всё знает о прошлом, настоящем и будущем героев и делится свои знанием с читателями. Причём знает автор не только о том, что произойдёт, но и о том, что думают и чувствуют герои. Такое «всеведенье» на самом деле имеет массу неудобств, в первую очередь касающихся достоверности текста. Ну, и с погружением читателя в текст тоже возникают серьёзные проблемы. При таком режиме читателю сложно выбрать того, кому он сочувствует, а писателю сложно сохранить интригу.
  • Внутренняя фокализация. Встречается этот режим чаще всего. Он предполагает выбор одного фокального персонажа. Чаще всего это бывает главный герой или тот, от лица кого идёт повествование. Смена фокальных персонажей допустима, но слишком частые скачки нежелательны. По крайней мере, в рамках одной сцены это делать не стоит.
  • Внешняя фокализация предполагает отстранённость автора от событий. Представьте муху на стене, которая видит всё, что происходит в комнате, но, естественно, не знает ни целей, ни мотивов, ни переживаний участников событий. Такой режим делает повествование похожим на журналистский очерк и в какой-то степени лишает его художественности, зато придаёт рассказу «панорамность». В таком режиме хорошо описывать сражения, митинги или, например, работу строителей. Но если необходимо описать чувства и переживания героев, это режим плохо подходит.

Как вы, думаю, уже поняли, эти типы организации текста или режимы повествования могут сочетаться, порождая большое количество комбинаций. Правда, не все эти комбинации удачные. Например, при повествовании от первого лица плохо подходит нулевая фокализация, если только автор не воображает себя воплощением вселенского разума.

О том, как правильно выбрать режим повествования и какие существуют ограничения и сложности, я расскажу вам в следующей статье. Прощаюсь ненадолго. Хороших вам, творческих выходных.

Если кому-то захочется подробнее познакомиться с некоторыми режимами, то можете почитать эти статьи.

"О фокальных персонажах и фокализации"

"Повествование от первого лица: проблемы и их решения"