Найти тему
Город на память

«Город на память». 333. Кусково. От сфинксов к павлинам

31 мая 2017 года

Кусково ещё с XVI века принадлежало Шереметевым - одному из виднейших родов, из которого вышло немало бояр, воевод, наместников, как в силу личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Спустя пару веков Шереметевы стали не только знатным, но и очень богатым семейством. Колоссальное «шереметевское состояние» позволило построить в окрестностях Москвы две великолепные усадьбы - Останкино и Кусково.

-2

Уже не первый год уникальный деревянный дворец в Останкино закрыт на длительную реставрацию и недоступен для посетителей, а вот архитектурный ансамбль Кусково радует глаз ухоженностью. Этот парадный лоск появился в Кусково в XVIII веке, когда Пётр Шереметев удачно женился на Варваре Черкасской и получил богатое приданое. Не обладая способностями ни к военной, ни к гражданской службе, граф предпочёл вести богемный образ жизни и прославился как покровитель искусства и меценат.

По его заказу в Кускове была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», парком и прудами. Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Ансамбль, созданный стараниями архитекторов Карла Бланка, Фёдора Аргунова и Алексея Миронова, включал «Большой дом» (дворец), Голландский домик, Итальянский домик, павильон Грот, павильон Эрмитаж, Большую каменную оранжерею, американскую оранжерею для экзотических растений, менажереи для содержания птиц, кухонный флигель. Сохранилась и ещё более старая постройка неизвестного архитектора – церковь Спаса Всемилостивого.

Помимо этих зданий для развлечения почтенной публики был выстроены парковые павильоны и беседки, кунсткамера, зверинец и охотничий домик. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал французский регулярный парк с многочисленными мраморными скульптурами. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 000 гостей.

Советская власть понимала историческую ценность Кусково и уже в 1918 году усадьба получила музейный статус, а с 1938 года была объединена с музеем керамики, единственным в Советском Союзе. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы были устроены казармы, в которых жили курсантки Центральной школы инструкторов снайперской подготовки.

-3

Главным украшением ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства, уникальной коллекции живописи XVIII века, которую собирали несколько поколений Шереметевых. «Большой дом» построен в 1769-1775 годах в стиле раннего русского классицизма под руководством московского архитектора Карла Бланка и предназначался для торжественного приема гостей в летнее время.

Его фасад украшают три колонных портика: центральный – самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля под графской короной; боковые портики с полукруглыми фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы для въезда карет. Пандусы украшены фигурами сфинксов – фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами. Здание имеет два этажа – парадный и антресоли, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения.

Смотрите старые фотографии: Дворец в Кусково. 1913-1914 гг.:

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

В Танцевальном зале дворца регулярно проводятся концерты классической музыки.

-19
-20

Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Спаса Всемилостивого, приходская церковь, также известная как Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, возведенная неизвестным архитектором в 1737-1739 годах в стиле «аннинского барокко». Со времени строительства церковь не перестраивалась и дошла до нашего времени в своём первозданном виде. Церковная колокольня – самая поздняя из усадебных строений, она создана в 1792 году по проекту крепостных архитекторов А.Миронова и Г.Дикушина.

-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28

Пирамида из белого камня в древне-греческом стиле. Говорят, что это «место силы», место с сильной положительной энергетикой.

-29

За церковью находится Кухонный флигель, построенный в 1755 году ещё одним крепостным архитектором Фёдором Аргуновым. Благодаря описям XVIII века известно, что там располагались кондитерская, скатертная, хлебная, кофейная, кухни русская и французская. Чтобы постройка служебного назначения не нарушала парадный характер усадьбы, ее южный и северный фасады украшены торжественной колоннадой, высокими арочными окнами, изящной балюстрадой с декоративными вазами на парапете кровли и картушами в виде воинских доспехов и знамен. Вместе с дворцом эти постройки образуют ансамбль Почётного двора, расположенного на берегу Большого пруда.

-30
-31
-32

Каретный сарай и сушило (вторая половина XIX века)

-33

По соседству, на берегу небольшого живописного прудика, располагается павильон Грот – самое экзотическое сооружение кусковского ансамбля. Выбранное для него место в «итальянской» части французского парка не случайно («grotto» в переводе с итальянского – пещера). Именно в садах и парках Италии уже в XVI веке появились подобные сооружения и в них устраивали либо купальню, либо фонтан. Во французском регулярном парке Кусково, практически лишённом тени, подобные сооружения предназначались для наслаждения прохладой в жаркий летний день.

Трёхчастное барочное здание построил архитектор Фёдор Аргунов в 1756-1961 годах, задавшись целью представить в камне стихию воды. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода «растекается» по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды.

История не сохранила имена скульпторов, работавших над статуями римских богов в нишах грота, но известно имя резчика М.Зимина, выполнившего клейма во фронтонах, маскароны с львиными головами и капители колонн. Золочёные кованые решетки в оконных и дверных проемах – работа крепостных мастеров Шереметевых из села Павлово. Кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41

Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. В дни праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». Пётр Шереметев стремился удивлять своих гостей раритетами и для оформления интерьеров были использованы редкие произведения искусства.

-42
-43
-44
-45
-46
-47

Воздушный театр в Кусково был устроен в 1763 году, все его элементы – амфитеатр, Графская ложа, зрительный зал, сцена, оркестровая яма – были созданы с помощью дерна, деревьев, кустарников, а также посадок малины и клубники. Сейчас это поляна с фрагментами современной реконструкции.

-48
-49

Вольер для птиц (реконструкция 1980-х годов), в котором живут павлины.

-50
-51

Менажереи – «домики для птиц» (реконструкция 1980-х годов)

-52
-53
-54

Кузня, используемая как керамическая мастерская.

-55
-56

По периметру усадьба была окружена искусственным Обводным каналом, который сохранился фрагментами.

-57

К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея так же по проекту крепостного архитектора Фёдора Аргунова, это самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо прямого функционального назначения оранжерея использовалась и для приёма гостей, в центре здания был устроен «воксал» – небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника. Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.

-58
-59
-60
-61
-62
-63

Справа от Большой оранжереи устроена так называемая «американская» (современная реконструкция). «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго-восток и юго-запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время.

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях второй половины XVIII века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые, кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка.

-64

Фотографии: Евгений Чесноков

-65

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

#городнапамять #москва #паркимосквы #московскиепарки #кусково #московскаястарина #архитектура #достопримечательности #знакомствосмосквой