Сегодня ты выбрал программирование на Java. Возможно, тебе рассказывали, чем примечателен именно этот язык, или ты оказался на этом курсе немного спонтанно. В любом случае знать, что такое Java, обязательно!
Этот язык появился на свет 25 лет назад — в 1995 году. С тех пор большое число устройств работает благодаря ему. Мобильные телефоны, сайты, YouTube, игровые приставки — всё это понимает наши команды и нажатия («клики») именно благодаря тому, что они запрограммированы.
Да, Java — не единственный язык программирования, но именно на нём проще научиться основам этого волшебства.
Создание нового проекта
Запускаем IntelliJ IDEA и нажимаем + New Project.
(Если у вас ещё нет этой программы установите по ссылке - https://www.jetbrains.com/ru-ru/idea/)
В результате открывается окно программы. В этой программе мы будем делать свои первые шаги в программировании!
Алфавит Java. Синтаксис языка
Любой язык, будь то русский, английский или китайский, начинается с алфавита. Так и у нас. Так как Java — язык международный, то много слов и команд будут заимствоваться из английского. Однако русские буквы мы тоже используем!
Вот правила, которые нужно соблюдать, чтобы программа понимала нас правильно:
1. Программа начинается с класса.
Все программы состоят из специальных классов. Это как в школе. Есть классы 1, 5, 11. Наш первый главный класс называется Main (анг. — главный). Названия классов всегда пишутся с Большой буквы.
public class Main {}
2. Отдельные задачи в программе решают методы.
Внутри класса есть специальные методы. Наш первый главный метод также будет называться main, но писаться уже с маленькой буквы:
public static void main(String[] args) {}
Про классы и методы поговорим на 5 уроке. Пока достаточно знать, что они есть.
3. Следим за скобками.
Мы видим, что в конце первых двух примеров стоят фигурные скобки. Нам нужно следить за числом открывающихся скобок — оно должно совпадать с числом закрывающихся. Основной код записывается внутри.
public class Main {
public static void main(String[] args) {
}
}
Обратим внимание, что скобки закрываются в обратном порядке. Такой порядок оформления называется вложением (вложенные скобки).
4. Пишем пояснения к своему коду.
Когда мы написали очень много кода, то его сложно разобрать. Программисты придумали добавлять к коду специальные комментарии. Они записываются на русском. Чтобы компьютер не принимал наши пометки за программу, ставим перед ними знак «//». Правильные комментарии выглядят так:
public class Main { //открылись первые фигурные скобки
public static void main(String[] args) { //открылись вторые скобки
//между этими фигурными скобками будет наша программа каждая
//следующая вложенная часть пишется на 4 пробела правее или
//на одно нажатие кнопки Tab
} //вторые скобки закрылись
} //первые скобки закрылись
5. В конце каждой строки кода обязательно ставим «;».
import java.io.BufferedReader;
import java.io.IOException;
import java.io.InputStreamReader;
public class Compare {
public static void main(String[] args) throws IOException {
BufferedReader reader = new BufferedReader(new InputStreamReader(System.in));
System.out.print("Введите число 1: ");
int a = Integer.parseInt(reader.readLine());
System.out.print("Введите число 2: ");
int b = Integer.parseInt(reader.readLine());
int c = a + b;
System.out.println(isLessOrMore(c));
}
public static boolean isLessOrMore(int c) {
return ((c >= 10) && (c <= 20));
}
}
Здесь необязательно вникать в суть программы. Главное, чтобы «;» ставился после любой команды (операции).
Что изменилось в названии класса? Почему это произошло?
6. Делаем отступы между смысловыми частями.
Добавляем пустую строку клавишей Enter. Программе на них всё равно, а читать и проверять это будет удобно.
Интерпретатор
Плохая новость: даже когда мы пишем код на языке Java, компьютер всё ещё нас не понимает. Хорошая новость: мы пишем свой код в специальной программе-переводчике (интерпретаторе). Этот переводчик переводит наши команды в специальный машинный код. Если в какой-то момент программа находит в коде ошибку, то она выведет на экран такое сообщение:
В нижней части экрана указывается номер строки и места ошибки (9:46) и указывается, что java ожидает от нас «;» — точку с запятой. В конце строки стоит красная волнистая линия, она появляется при ошибках. Номер строки находится слева от самого кода. То же самое происходит при обнаружении любой другой опечатки или неправильно написанной команды.
Сокращённый ввод команд
Наш интерпретатор ещё умеет понимать нас с полуслова, а иногда даже с первой буквы.
Возьмём из предыдущего блока команду вывода на экран:
System.out.print("Введите число 1: ")
Нам не придётся писать все 18 символов. Достаточно набрать команду sout и нажать кнопку Tab на клавиатуре.
А также программа будет регулярно подсказывать варианты актуальных для нас команд. Это позволит перемещаться стрелочками на клавиатуре и нажимать кнопку Enter для выбора той или иной команды.
Заключение первого урока
Вы завершили первый урок, узнали больше о языке Java и создали первый проект. На втором уроке мы уже начнём писать настоящий код. Пишите ваши пожелания в комментариях, чтобы в дальнейшем мы могли их учесть.
Спасибо за прочтение!