Французская художница Элизабет Виже Лебрен прожила яркую жизнь, которая вполне могла бы стать основой для авантюрного романа. Для современников она стала легендой и одним из символов эпохи Марии Антуанетты. Художнице позировали королевы, она получала огромные гонорары, но из-за патриархальных законов почти ничего не могла забрать себе, объездила всю Европу, оставив в том числе весьма интересные мемуары о пребывании в России.
Мари-Элизабет-Луиза родилась в 1755 году семье Луи Виже, художника пусть и не самого выдающегося, но опытного и сумевшего дать дочери первые уроки рисования. В доме Виже часто собирались артисты, и детство художницы вполне можно было бы назвать счастливым. Однако в 13 лет ее постигло первое несчастье – Виже-старший скоропостижно скончался. И сразила его не какая-нибудь хворь, а рыбная кость, которой он имел несчастье подавиться. Через пару лет мать вновь вышла замуж, и отчим оказался человеком не только со скверным характером, но еще и редкостным скупердяем. А ведь к 15 годам Элизабет уже успела стать профессиональной художницей и изрядно пополняла семейный бюджет. Сначала она брала уроки у друга отца Габриэля-Франсуа Дуайена, с которым она намного позже вновь встретится в российской столице, затем у Габриэля Бриара. В мастерскую последнего вскоре потянулись желающие заказать портрет у юного дарования. Да и сама Элизабет успела расцвести и прославиться не только своей красотой, но и остроумием. Девушка из мелкобуржуазной семьи стала вхожа в гостиные аристократов, но затем каждый раз возвращалась в ненавистный дом, единственным «выходом» из которого могло бы стать замужество. И кандидат в мужья нашелся – Жан-Батист Лебрен, художник и торговец картинами. Родственники выбор Элизабет не одобрили, и та в лучших романтических традициях сбежала из дома и вышла замуж тайно. И сразу же после свадьбы последовало первое разочарование – оказалось, что у Лебрена уже была официальная невеста, дочь голландского торговца. Отец невесты счел отказ жениться оскорблением, и скандал с трудом удалось замять. Брак трудно было назвать счастливым, однако два плюса в нем все-таки были. Во-первых, появилась единственная и горячо любимая дочь. Во-вторых, сам Лебрен часто ездил по делам, поэтому пара много путешествовала по Европе, и художница получила возможность увидеть вживую многие шедевры живописи.
Трудно сказать, прельстился ли супруг красотой двадцатилетней Элизабет или рассчитывал прибрать к рукам ее немалые гонорары. Если рассчитывал, то расчет удался. Художница получала по несколько тысяч франков за портрет, но из-за особенностей французского законодательства распоряжаться финансовыми делами жены мог муж, также как и прибрать к рукам ее доходы. О материальной стороне жизни семьи окружающие не знали, поэтому, услышав о гонорарах художницы, плодили слухи о ее расточительности. Сама художница вспоминала, что однажды потратила на ужин с друзьями 15 франков, но людская молва раздула эту скромную сумму до 20000. Возможно, масла в огонь добавляла дружба художницы с Марией-Антуанеттой. Именно она и стала самой известной заказчицей. Образовался даже своего рода дуэт. Роза Бертен, прозванная министрои моды, создавала новые платья королевы, а Элизабет Виже Лебрен помогала запечатлеть все это великолепие. В итоге за несколько лет было написано 30 портретов Марии-Антуанетты. В 28 лет художница в том числе благодаря протекции королевы стала членом академии художеств. Но и себя она не забывала, оставив немало автопортретов. Однажды она написала портрет министра Калонна, на котором не было видно ног. Злопыхатели запустили шутку, что министр так прилип к своему месту, что на портрете ему отрезали ненужные ноги. Портрет обошелся в 4000 франтов, что было далеко не самым высоким гонораром.
Когда художнице исполнилось 34 года, грянула революция, и многие заказчики в прямом смысле остались без головы, а остальные предпочли эмигрировать. Супруг оказался тем еще трусом и сразу же сбежал, бросив Элизабет с дочерью и забрав все деньги. В итоге из страны она уезжала, имея в кармане всего 80 франков. Жизнь превратилась в долгое путешествие. Деньги на него она зарабатывала, исполняя заказы в городах, куда ее заносила судьба. А заносило ее в Болонью, Флоренцию, Рим. В Неаполе она написала портрет неаполитанской королевы и пару портретов скандально известной леди Гамильтон. Затем были Вена, Дрезден, Берлин. Тем временем супруг преподнес еще один неприятный сюрприз. Лишившись возможности забирать гонорары жены, он решил подзаработать, издав о ней мемуары.
В 1795 году Элизабет приехала в Петербург. В российской столице тепло относились к бежавшим от революции французским дворянам. Европейскую знаменитость встретили радушно. Ходили слухи, что портрет у нее хотела заказать сама Екатерина II, но так и не получила его, потому что скоропостижно скончалась перед началом работы. Как бы то ни было, за 6 лет жизни в России она написала минимум 48 портретов. Возможно, она прожила бы здесь и дольше, если бы не очередная семейная драма. Дочь влюбилась в некого Негриса, секретаря графа Чернышева. Когда дочь продолжила сомнительную семейную традицию и выскочила замуж без родительского согласия, разразился страшный скандал, и маменька решила вернуться на родину. В Париже ее встречали с восторгом. К удивлению многих она примирилась с бывшим супругом. Однако вскоре непоседливая Элизабет уехала в Лондон. Позже она все же вернулась во Францию. В 1813 умер муж, в 1819 году дочь, через пару лет брат. Дело Элизабет продолжили племянницы, также ставшие художницами. Элизабет Виже Лебрен прожила 87 лет. На ее могильной плите написано «Здесь наконец покоюсь я».
#истории реальных людей #искусство #живопись #франция #картина