Найти в Дзене

Художница, рисовавшая королев

Французская художница Элизабет Виже Лебрен прожила яркую жизнь, которая вполне могла бы стать основой для авантюрного романа. Для современников она стала легендой и одним из символов эпохи Марии Антуанетты. Художнице позировали королевы, она получала огромные гонорары, но из-за патриархальных законов почти ничего не могла забрать себе, объездила всю Европу, оставив в том числе весьма интересные мемуары о пребывании в России.

Мари-Элизабет-Луиза родилась в 1755 году семье Луи Виже, художника пусть и не самого выдающегося, но опытного и сумевшего дать дочери первые уроки рисования. В доме Виже часто собирались артисты, и детство художницы вполне можно было бы назвать счастливым. Однако в 13 лет ее постигло первое несчастье – Виже-старший скоропостижно скончался. И сразила его не какая-нибудь хворь, а рыбная кость, которой он имел несчастье подавиться. Через пару лет мать вновь вышла замуж, и отчим оказался человеком не только со скверным характером, но еще и редкостным скупердяем. А ведь к 15 годам Элизабет уже успела стать профессиональной художницей и изрядно пополняла семейный бюджет. Сначала она брала уроки у друга отца Габриэля-Франсуа Дуайена, с которым она намного позже вновь встретится в российской столице, затем у Габриэля Бриара. В мастерскую последнего вскоре потянулись желающие заказать портрет у юного дарования. Да и сама Элизабет успела расцвести и прославиться не только своей красотой, но и остроумием. Девушка из мелкобуржуазной семьи стала вхожа в гостиные аристократов, но затем каждый раз возвращалась в ненавистный дом, единственным «выходом» из которого могло бы стать замужество. И кандидат в мужья нашелся – Жан-Батист Лебрен, художник и торговец картинами. Родственники выбор Элизабет не одобрили, и та в лучших романтических традициях сбежала из дома и вышла замуж тайно. И сразу же после свадьбы последовало первое разочарование – оказалось, что у Лебрена уже была официальная невеста, дочь голландского торговца. Отец невесты счел отказ жениться оскорблением, и скандал с трудом удалось замять. Брак трудно было назвать счастливым, однако два плюса в нем все-таки были. Во-первых, появилась единственная и горячо любимая дочь. Во-вторых, сам Лебрен часто ездил по делам, поэтому пара много путешествовала по Европе, и художница получила возможность увидеть вживую многие шедевры живописи.

Портрет Марии Антуанетты. 1783
Портрет Марии Антуанетты. 1783

Трудно сказать, прельстился ли супруг красотой двадцатилетней Элизабет или рассчитывал прибрать к рукам ее немалые гонорары. Если рассчитывал, то расчет удался. Художница получала по несколько тысяч франков за портрет, но из-за особенностей французского законодательства распоряжаться финансовыми делами жены мог муж, также как и прибрать к рукам ее доходы. О материальной стороне жизни семьи окружающие не знали, поэтому, услышав о гонорарах художницы, плодили слухи о ее расточительности. Сама художница вспоминала, что однажды потратила на ужин с друзьями 15 франков, но людская молва раздула эту скромную сумму до 20000. Возможно, масла в огонь добавляла дружба художницы с Марией-Антуанеттой. Именно она и стала самой известной заказчицей. Образовался даже своего рода дуэт. Роза Бертен, прозванная министрои моды, создавала новые платья королевы, а Элизабет Виже Лебрен помогала запечатлеть все это великолепие. В итоге за несколько лет было написано 30 портретов Марии-Антуанетты. В 28 лет художница в том числе благодаря протекции королевы стала членом академии художеств. Но и себя она не забывала, оставив немало автопортретов. Однажды она написала портрет министра Калонна, на котором не было видно ног. Злопыхатели запустили шутку, что министр так прилип к своему месту, что на портрете ему отрезали ненужные ноги. Портрет обошелся в 4000 франтов, что было далеко не самым высоким гонораром.

-3

Когда художнице исполнилось 34 года, грянула революция, и многие заказчики в прямом смысле остались без головы, а остальные предпочли эмигрировать. Супруг оказался тем еще трусом и сразу же сбежал, бросив Элизабет с дочерью и забрав все деньги. В итоге из страны она уезжала, имея в кармане всего 80 франков. Жизнь превратилась в долгое путешествие. Деньги на него она зарабатывала, исполняя заказы в городах, куда ее заносила судьба. А заносило ее в Болонью, Флоренцию, Рим. В Неаполе она написала портрет неаполитанской королевы и пару портретов скандально известной леди Гамильтон. Затем были Вена, Дрезден, Берлин. Тем временем супруг преподнес еще один неприятный сюрприз. Лишившись возможности забирать гонорары жены, он решил подзаработать, издав о ней мемуары.

Мадам Гранд, 1783
Мадам Гранд, 1783

В 1795 году Элизабет приехала в Петербург. В российской столице тепло относились к бежавшим от революции французским дворянам. Европейскую знаменитость встретили радушно. Ходили слухи, что портрет у нее хотела заказать сама Екатерина II, но так и не получила его, потому что скоропостижно скончалась перед началом работы. Как бы то ни было, за 6 лет жизни в России она написала минимум 48 портретов. Возможно, она прожила бы здесь и дольше, если бы не очередная семейная драма. Дочь влюбилась в некого Негриса, секретаря графа Чернышева. Когда дочь продолжила сомнительную семейную традицию и выскочила замуж без родительского согласия, разразился страшный скандал, и маменька решила вернуться на родину. В Париже ее встречали с восторгом. К удивлению многих она примирилась с бывшим супругом. Однако вскоре непоседливая Элизабет уехала в Лондон. Позже она все же вернулась во Францию. В 1813 умер муж, в 1819 году дочь, через пару лет брат. Дело Элизабет продолжили племянницы, также ставшие художницами. Элизабет Виже Лебрен прожила 87 лет. На ее могильной плите написано «Здесь наконец покоюсь я».

Княгиня Голицына, сидящая в три четверти. 1798
Княгиня Голицына, сидящая в три четверти. 1798

#истории реальных людей #искусство #живопись #франция #картина