История каждого человека, а, тем более, целой семьи - это, как правило, история в фотографиях. Вот младенец лежит голенький на одеяльце, вот он через пару-тройку лет с родителями на первомайской демонстрации (пальтишко в клеточку, шапочка и неизменные шарики), первый класс - фото с гладиолусами, а вот фото с поездки на картошку, свадьба, юбилей и проводы на пенсию. Как быстро пролетела жизнь! Осталась память в фотокарточках, чёрно-белых, реже - цветных. Хорошо, что друг был фотографом! Да и сам в юности занимался фотографией.
В Советском Союзе существовало массовое увлечение фотографией. По всей стране ещё до Великой Отечественной войны работали кружки, где собирались любители фотоискусства.
К истории советского фотоаппаратостроения
Запрос государства на создание недорогой фототехники поступил в 1923 году. Уже в 1925 году был создан пробный аппарат "Фото-ГОЗ". Для массового производства не хватало материалов: оптического стекла, соответствующего металла. Затворы приобрели в Германии. В 1930 году путём преодоления массы трудностей было выпущено 100 аппаратов "ФОТОКОР-1". К началу войны произвели около миллиона этих аппаратов.
В 1934 году на основе немецкой камеры Leica IIбыло выпущено 10 советских фотоаппаратов "ФЭД", посвященных Ф.Э. Дзержинскому, со шторным фотографическим затвором и съёмной нижней крышкой. Стоил "ФЭД" очень дорого - 881 рубль. В то время как цена "Фотокора" равнялась 170 рублям.
Прорывом в области создания отечественного фотоаппарата стал выпуск ленинградским заводом ГОМЗ им. ОГПУ(в дальнейшем завод начал именоваться "ЛОМО") в 1935 году камеры "Спорт". Это была первая в мире "зеркалка" с одним объективом, рассчитанная на использование 35-тимиллиметровой плёнки. Фотоаппарат был целиком разработан советскими инженерами Рыбниковым и Постниковым.
В то же время выпускались "ящичные" или "пластиночные" фотоаппараты: "Пионер", "Ученик", "Рекорд". Стоили они от 30 рублей и предназначались для использования юными фотографами.
Перед войной в стране выпускалось около двадцати различных моделей фотоаппаратов. На время войны производство было приостановлено.
В послевоенный период образцами для разработки фотоаппаратов служили трофейные экземпляры.
В 1948 году вышел фотоаппарат "Зоркий", представлявший собой усовершенствованный "ФЭД". В это время советская фототехника впервые экспортируется за рубеж.
Один за другим появляются знаменитые "зеркалки": "Любитель", "Зенит".
Шкальный фотоаппарат "Смена" начал выпускаться ещё до войны. В послевоенное время недорогой аппарат выпускался на заводе "ЛОМО" в 1953-90-х годах и в Белоруссии на ММЗ в 1957-1961. "Смена" выходила сериями и была рассчитана на среднего потребителя.
В 60-е годы выпускается много разных фотокамер для массового применения. Произведено порядка 8 миллионов экземпляров "Зенит-Е". Стоил этот фотоаппарат немало - от 90 рублей, в то время заработная плата инженера составляла от 120 рублей. Наиболее ходовой была "Смена 8" (всего-навсего 15 рублей). Продавался и более дешёвый аппарат "Школьник", стоивший 7 рублей.
К началу 80-х годов конструкция производимых камер упростилась, а качество ухудшилось. Производились в основном камеры любительского уровня.
"Тасма" или "Свема"?
Помимо фотоаппарата необходимо было приобрести плёнку. Фотоплёнку производили два завода. "Шосткинский химический комбинат", располагавшийся в г. Шостке Сумской области УССР, выпускал плёнку "Свема" ("светочувствительные материалы"). Химзавод им. Куйбышева, до сих пор работающий в г. Казани, производил "Тасму" ("татарские светочувствительные материалы"). Стоила фотоплёнка от 35 копеек и имела разную светочувствительность: от малой - 32, и средней (65 и 125) до высокой - 250 единиц. В расположении фотографа было 36 кадров, и те растягивали на несколько мероприятий. Поэтому заранее угадать, где будет производиться съемка, на улице или в помещении, не представлялось возможным. В связи с этим чаще всего брали плёнку со средней светочувствительностью - 65 единиц.
Фотоэкспонометр был не во всех моделях фотокамер и зачастую приобретался отдельно. Он предназначался для настройки камеры относительно освещения.
Волшебство в квартире
Фотоплёнка, завёрнутая в чёрную бумагу, не пропускающую свет, лежала в коробочке. Чтобы поместить её в фотоаппарат, требовались особые навыки. В полной темноте плёнку наматывали на кассету. Это было начало чудесного превращения плёнки в фотографию.
Отсняв 36 кадров, фотолюбители приступали к проявке. Тут требовались знания в области химии, которые передавались из одной домашней фотолаборатории, чаще всего представлявшей ванную комнату, в другую.
В две миски - кюветы (35 копеек) помещали химические растворы проявителя и закрепителя (фиксажа) стоимостью от 15 до 25 копеек. Плёнка вынималась из кассеты и помещалась в фотобачок, продававшийся по цене 3 рубля 50 копеек. Проявитель заливался в бачок, и около десяти минут в нём прокручивали плёнку. Затем плёнку промывали водой и заливали фиксаж. После этого плёнку вынимали из бачка и сушили.
Так получали негатив. Каким удовольствием было рассматривать плёнку с ещё ненапечатанными фотографиями! В чёрно-белых негативах высматривали сделанные кадры, печалились, если какая-то часть плёнки засветилась при помещении в фотоаппарат или проявке.
Затем наступал волнующий момент печати. Для него необходимо было приобрести фотобумагу. Упаковка на 25 листов стоила от 80 копеек.
В полной темноте при свете красного фонаря (2 рубля 50 копеек) бумагу размещали на рамке фотоувеличителя. Самый дешёвый фотоувеличитель назывался "Любитель" и стоил 16 рублей 37 копеек. В фотоувеличитель была вставлена плёнка. Благодаря свету лампы фотоувеличителя снимок появлялся на фотобумаге, которую затем последовательно помещали в проявитель, закрепитель и высушивали или обрабатывали в глянцевателе (12 рублей).
В основном, фотографии печатали форматом 9х12. Естественно, чёрно-белые. Изготовление цветных экземпляров было подвластно только настоящим профессионалам.
Память нетленна
О деньгах, потраченных на домашнюю фотостудию, задумывались мало. Важнее было то, что можно самостоятельно совершить маленькое волшебство, превратив неживую плёнку в ожившую память. Ведь память - то, что делает человека человеком.
Держа в руках старые фотографии из семейного архива поистине прикасаешься к величайшей тайне бытия, а это дороже любых денег.
Позже появились студии фотопечати, где можно было отснятую плёнку отдать и на проявку, и на печать. Но это привело к концу семейных фотостудий. Появились первые цифровые фотоаппараты, и сам фотопроцесс упростился и утратил своё очарование.
Сейчас любой ребёнок может сделать яркие и качественные фотографии на телефон. Не нужно думать о качестве кадра: наснимай пару десятков и выбери лучший. Но то трепетное чувство, с каким подносили проявленный негатив к свету, не испытать современному человеку.