Ткань сорвана - и все увидели бюст работы Михаила Сердюкова. В Волгограде открыли памятник герою Сталинградской битвы Александру Родимцеву, командовавшему 13-й Гвардейской дивизией. Разумеется, не обошлось без торжественных слов, некоторые и цитировать-то стыдно. Пощажу тех ораторов перед потомками.
Александр Ильич родился в Оренбургской области, но второй родиной считал Сталинград. “Пройти через него и выжить - все равно, что родиться заново. Там пришлось увидеть такое, чего не было ни раньше, ни позже”, - вспоминал Родимцев.
- 12 сентября 1942 года Гитлер проводил в ставке в Виннице совещание, пригласил Паулюса, посмотрел, как проходят бои и сказал: “Сталинград будет сдан, я об этом даже не думаю”. А в это время на противоположном берегу Волги, в Колхозной Ахтубе, находилась 13-я Гвардейская дивизия, которую возглавлял как раз Александр Ильич, - говорит профессор Василий Супрун. - 14-15 сентября она переправилась на эту сторону и начала участвовать в кровопролитных боях.
Родимцев попал почти на настоящую родину: особо тяжелый участок сражения был на улице Оренбургской (нынешняя Пражская). И в честь Родимцева, и в честь его дивизии в центре Волгограда названы улицы.
Александр Ильич повоевал против фашистов еще до ВОВ. Только это были не немцы и не итальянцы. И даже не венгры, румыны или чехи. Он дрался с франкистами. В Мадриде его знали как Паблито.
- 13-я Гвардейская дивизия защищала участок от Царицы до оврага на Возрождении. Они вели бои за вокзал, оборону Дома Павлова, здания военторга и Г-образного дома. Здесь штурмовые группы начали осваивать тактику уличного боя. Враг знал, что в центре к Волге не пройти, поэтому перенес основные удары на север, - рассказала заведующая отделом музея-заповедника “Сталинградская битва” Светлана Аргасцева.