Одно из любимых мест прогулки нижегородцев и гостей города – аллея с наружной стороны стены кремля. Все видно, как на ладони. Аж дух захватывает от сознания того, что и много веков назад с этого же самого места открывались людям виды на прекрасную Стрелку – место слияния Оки и Волги.
Впрочем, эти виды не всегда были умиротворяющими. Иногда, например, можно было увидеть полчища врагов, которые жгли посады, готовились к штурму города. А случалось это, надо сказать, частенько. И хотя ни разу наш каменный кремль не был взят штурмом, иногда спасение приходило на грани фола.
Вот, например, в начале XVI века на Нижний Новгород напал казанский хан в союзе с ногайским мурзой. Да так разбушевались, что горожане боялись наружу нос высунуть. Недаром летописец, автор «Казанской истории», рассказывающий о перипетиях русско-ордынских отношений, горько заметил: «Народ градцкий - страшливыя люди».
Да, нижегородцы затаились и ждали помощи от русских воевод – князей Василия Холмского и Василия Ноздреватого, выдвинувшихся к городу. (К слову сказать, так и не успели воеводы добраться к стенам Нижнего до развязки событий).
Стоял на воеводстве в Нижнем тогда некий Хабар Симский, а в подвалах сидели взятые в плен (в местечке Ведроши у Вязьмы) литвины.
«… И мало бе их числом – толко 300 человек осташася живых, ини бо в темницах изомроша...»
Вместе с литвинами в бою под Ведрошами были взяты и пушки, о которых в момент осады и вспомнил воевода. Но никто из местных стрелять из этих пушек не умел, а пользу сии орудия принести могли огромную. Тогда воевода попросил пленников помочь отбиться от врагов в обмен на свободу. Литовцы согласились.
Самый лучший из них пушкарь (нижегородцы звали его Федя Литвич), со стен кремля чуть ли не первым выстрелом из пушки попал прямо в то место, где заседал ногайский мурза. И убил его!
Откуда пришла беда, ногайцы не поняли, потому обвинили в предательстве татар. И началась между недавними союзниками распря. Тем временем хитрые пушкари обстреливали дерущихся. Так литвины «побиша много Казанцев и Нагаев огненным своим стрелянием, и град ото взятия удержаша, и крестьянский род от меча и от пленения избавиша» – подвел итог летописец, ибо поутру уже не видели нижегородцы под стенами кремля ни шатров, ни чужого войска. «Царь же… отступи от града и побеже к Казани». А литвины «поиде во свояси, свободившеся смертныя горькия темницы».
В память своего избавления от врагов вскоре построили посадские люди на месте гибели мурзы церковь. Назвали ее в честь пророка Ильи – властителя грома и молнии, небесного покровителя «огненных бойцов»-пушкарей.
С тех пор прошло много лет, в течении которых Започаянье неоднократно горело, но Ильинский храм каждый раз был восстановлен. Он и в наши дни украшает центр Нижнего Новгорода на стыке улицы Ильинской и набережной Федоровского. И его прекрасно видно, если стоять у подножья Северной башни, которая одно время даже звалась Ильинской.
Кстати, около этой башни кремля несколько лет назад установили телескопы. Кинул десятирублевую монетку — и получи сто секунд наслаждения панорамными видами Стрелки и Оки.
А вот пушку, подобную той, из которой стрелял Федя Литвич, мы так и не нашли, хотя она и была несколько лет назад отлита на нижегородском предприятии «Буревестник», которое специализируется на выпуске артиллерийских систем. Планировалось, что по примеру пушки в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, нижегородская также будет ежедневно производить выстрел, завершая экскурсионный маршрут туристов по Рождественской стороне и Нижегородскому кремлю. Но что-то выстрелов мы ее не слышали, хотя ее установку и анонсировали все местные СМИ и даже показали фотографии. Может, мы ее плохо искали, и она все-таки где-то установлена?
#артельныйряд #пискунова37 #НижнийНовгород #городскиелегенды #кремль #севернаябашня