Завершаем публиковать статью из журнала "Человеческий капитал" (№4, 2022, с.189-214). Это фактически рабочая программа (в конце будет таблица с занятиями) и вполне может быть применима на практике психологами или в порядке самопомощи. Собственно, потому ее и публикую в Дзене.
Поскольку материал очень большой, то прихотся давать его кусками. Всего получается четыре части, сегодня - четвертая, последняя. Не пугайтесь названия, я специально писал ее понятным языком. Если что-то все-таки сложновато - просто пропускайте это и читайте дальше. Надеюсь, статья многим поможет.
Начало см. здесь.
... Пример 2. Доверительница, 41, контактна, но в беседе напряжена, неулыбчива. Муж, ребенок, теплая семья, хорошая работа, финансовое благополучие достаточное. Жалобы на постоянные неприятные ощущения по всему телу, бесконечные медицинские проверки (органических расстройств не обнаружено), канцерофобию, на усталость от постоянного напряжения и страха.
Результаты по HADS: 12/2 (заметное превышение по тревожности, характерное для клинически выраженного расстройства); по Хесс-Хек: 18 (в пределах нормы).
Ссылка на первоисточник ниже (последнее обращение – 29.01.22): https://zen.yandex.ru/media/iosifgolman/esce-odno-vypusknoe-esse-doveritelia-s-trevojnym-rasstroistvom-s-kommentariiami-psihologa-618ff6f91a61e17be77d822c
Далее, снова цитаты из ее выпускного эссе, написанного уже после пятого занятия:
«Страхи, тревожность, невротики - эти темы обсуждаются всеми и всюду. Обсуждаются, но не решаются.
Я страдала от страха заболеть раком, и внутри была физически скована, как будто вдохнула, а сделать глубокий выдох не могу. Это отнимало много физических сил, прямо, выматывало, а самое главное, терялся вкус жизни – прекрасной и полноценной.
Были неудачные попытки обращения к психологам. Одни отправляли меня, сказав, что у вас всё хорошо, другие, просто, вымогали деньги. Результата не было. Пока однажды я не наткнулась в Дзене на короткие видео о тревожности ... (наш просветительский канал в Яндекс Дзене – прим. И.Г.).
... Сразу же узнала свои проблемы в них, но главное мне понравились простота решения проблем.
Сразу решила действовать, так как частичное решение проблемы – это действие!
(Прим. И.Г.: насчет "простоты решения" она погорячилась. Убрать тревожное расстройство и невроз не так-то просто.
Зато вторая фраза - в точку! Только действие! И начинать лучше немедленно).
... Первая сессия была онлайн, делали диагностику моего состояния. Понравилось, что (психолог - прим. И.Г.), что называется, не лез в душу. Все вопросы и пояснения были строго по делу. На первых сессиях выявили причину, оказалась – нехватка серотонина. Простота диагноза меня успокоила. Психолог сразу озвучил примерно сколько понадобиться сессий для решения проблемы. Мне это очень понравилось, так как я могла рассчитать бюджет и видеть, что результат будет не за горами.
(Прим. И.Г: здесь, конечно, речь не про диагноз, - психологи его вообще не ставят, - и, тем более, – не про его «простоту». А про основную на сегодня гипотезу связи тревожного расстройства с нарушением нейромедиаторного баланса в центральной нервной системе. Прежде всего - серотонина и гамма-аминомасляной кислоты. ГАМК - главный тормозный нейромедиатор ЦНС. Серотонин также, как правило, "подтормаживает" информационные сигналы (рецепторы 5НТ-1), обеспечивая нашу устойчивость не только к тревожащим внешним и внутренним «информационным» стимулам, но даже к боли. Последнее, как мы указывали выше, в какой-то степени объясняет канцерофобию: некорректная работа серотонинэргической системы не "глушит" слабые, не критичные для здоровья болевые ощущения, которые, вообще-то, должна "глушить". В итоге у и без того мнительного человека все время где-то что-то побаливает, лишая его душевного покоя.
Далее не компенсированные стрессы ведут к невротическим расстройствам.
Необходимо также прокомментировать слова про количество сессий "для решения проблемы". Конечно, назвать точную цифру не сможет ни один адекватный специалист. Однако, по нашему опыту, мы с доверителем успеваем набрать необходимый инструментарий для борьбы с ТДР за 6-10 консультаций. Думаю, именно это и имела в виду доверительница. Однако, вернемся к ее тексту).
... Первые три сессии видимых результатов не принесли... После четвертой сессии был переломный момент – Я – «ВЫДОХНУЛА». А после пятой решила закончить, так как почувствовала себя достаточно хорошо. Пошла в свободное плаванье, зная, что рядом ... готовы в любую минуту прийти на помощь!!!».
В данном примере доверительницей пройден не весь курс, который у нас обычно рассчитан на 10 занятий. Но человек сам чувствует, когда можно отправляться в самостоятельный полет.
Мы тоже заметили после четвертого занятия резкое улучшение ее психологического статуса, подтвержденное на пятом, последнем занятии, нашими стандартными двумя тестами: HADS и Хесс-Хек. Теперь их значения были соответственно 4/1 и 11, полностью укладываясь в пределах нормы.
Пример №3. Женщина, 35, высшее, замужем, ребенок, хорошая семья и работа. Жалобы на выраженное тревожное расстройство, плохой сон (повторяющиеся кошмары, страх засыпания, пробуждение с криками), необоснованные страхи по поводу здоровья ребенка, ухудшение собственного соматического здоровья.
Показатели по HADS: 15/2; Хесс-Хек: 24.
Из беседы ясно, что высокий уровень тревожности у доверительницы был всегда, с раннего детства. В последнее время это стало трудно выносимым.
Ребенок идет на медосмотр - страшно. Любое неприятное сообщение - неадекватно усиленная реакция. Да уже и не только на сообщение, а просто на звонок: ведь он может предвещать нечто ужасное. Стало трудно работать: сложно сосредоточиться при ощущении сильной тревоги и страха.
Далее цитируем по ее тексту (https://zen.yandex.ru/media/iosifgolman/trevojnoe-rasstroistvo-poddaetsia-korrekcii-ocherednoi-primer-iz-praktiki-616d442d3cdb813a1c90eb0f - последнее обращение 09.02.22):
«Никогда не задумывалась о том, чтобы обратиться к психологу, особенно клиническому. И дело не в том, что считаю себя полностью психически здоровой, отнюдь, просто думала, что такая помощь малоэффективна. Вот лекарственные средства – да, результат быстрый и на лицо.
Абсолютно случайно наткнулась на (наш канал на Яндекс Дзен – прим. И.Г.). И что-то зацепило. Наверное, простота изложения сложных вещей, оптимизм и философия жизни. Я очень долго колебалась: не дешево, время затратно, вообще странно. Меня подтолкнула к визиту обычная бытовая ситуация, которая немного (много) напрягала и беспокоила: мне на протяжении долгого времени, довольно регулярно снился один и тот же сон. Я умираю. Что-то не выполнила (какое-то условие, чтобы выжить), и все, конец. Как «приятный» бонус – дикий ор среди ночи, пугающий семью не меньше, чем меня. Выхода два: идем к психотерапевту, выписываем лекарства; пытаемся работать с клиническим психологом, пользуясь методиками.
На первом приеме у (психолога – прим. И.Г.) мне было немного не по себе: лекарств не будет, будет работа, самостоятельная, кропотливая и постоянная. Я прошла тест на тревожность и депрессию. Оказалось, что тревожность близка к клинической картине (не близка, а вполне клинически выраженное тревожное расстройство – прим. И.Г.). Печально.
Вторая встреча прошла более легко, казалось, мы знакомы много лет. Но самое главное – я узнала очень много полезного, научно обоснованного и работающего. Все излечимо, все проходит, мы сами творцы своего здоровья, психического в том числе.
Наверное, к изменениям показателей своей тревожности я отнеслась, как к чуду. И, что интересно, никаких особых усилий не приложив. Это как будто вам в голову заложили что-то новое, подмели там, и все снова заблестело. У нас с мамой, например, очень теплые отношения, на встречах с (психологом – прим. И.Г.) я не раз слышала то, что, возможно, мне говорила мама. Но почему-то именно от него это звучало правильно, я поверила этому.
Я очень много хорошего услышала о себе на приемах, этого не хватает в течение жизни, ну мне так точно. Так что я вооружена, спокойна…и да! Кошмары не снились с тех самых пор. Это ли не чудо?!»
Конечно, это не чудо. Доверительница терпеливо и упорно разбиралась в различных аспектах своего расстройства, постепенно теряя ощущение его «незыблемости и неизбежности». Она честно выполняла все инструкции и отрабатывала предложенные ей техники и методикиПрограммы. Так что работы была проведена большая. Но результат точно того стоит.
Контрольные цифры HADS: 7/1 (уложились в норму, хотя по тревожности начинали с 15 баллов); Хесс-Хек: 11. Тоже полноценная норма.
Отметим, что для каждого конкретного доверителя Программа в итоге оказывается глубоко индивидуализированной. Однако ниже приводим применяемый сегодня общий вариант предлагаемой Программы безмедикаментозного снижения тревожности, из которого каждый интересующийся может выбрать то, что именно ему нужно.
Психокоррекционная программа, направленная на снижение уровня тревожности доверителей.
Цель программы: повышение адаптивных возможностей, снижение эмоционального дискомфорта и профилактика психосоматических нарушений у людей, страдающих тревожными, тревожно-депрессивными и невротическими расстройствами.
Научно-методические основы программы: подходы когнитивно-поведенческой терапии; телесно-ориентированной психотерапии; гуманистической и позитивной психологии; нейрофизиологии тревожности и депрессивных состояний;
Задачи программы:
выявление людей с наличием тревожных и/или депрессивных расстройств;
их психологическое просвещение относительно психических и физиологических процессов, связанных с тревожностью и/или депрессией;
снижение проявлений тревожно-депрессивных расстройств путем безмедикаментозной психокоррекции;
снижение проявлений дезадаптивных форм поведения, вызванных повышенной тревожностью и/или депрессией, и формирование новых паттернов поведения;
формирование саморегуляторных компонентов психической деятельности у доверителей.
Продолжительность реализации программы: программа состоит из 10 занятий. Продолжительность одного занятия – 60-90 минут, раз в неделю, занятия проводятся индивидуально или в малых группах.
Возрастной состав групп коррекции: подростки от 12 лет и взрослые.
Ожидаемые результаты программы:
снижение проявлений тревожных и тревожно-депрессивных расстройств
снижение частоты и интенсивности проявления дискомфортных эмоциональных состояний и дезадаптивных форм поведения, вызванных повышенной тревожностью и/или депрессией
формирование новых, адаптивных, паттернов поведения и саморегуляторных компонентов психической деятельности.
Способ проверки результативности программы:
o контрольный тест на тревожность, депрессию и невротическую готовность в конце психокоррекционных занятий
ПРИМЕЧАНИЕ!! Мне не удалось нормально загнать в ДЗЕН таблицы, от одной вообще пришлось отказаться, а эту (ниже) я сохранил в таком неудобном виде. Выбрасывать нельзя, потому что это и есть программа. Прошу прощения за неудобство. Можете взглянуть на таблицу в первоисточнике:
Гольман И.А. Клинико-психологическая методика интегративной психотерапии при тревожных, тревожно-депрессивных и невротических расстройствах//Человеческий капитал. - 2022. - №4 (160). С.189-214.
№
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
ОБОРУДОВАНИЕ И МЕТОДИКИ
1
Первое занятие. Ознакомительное.
Знакомство с доверителем и налаживание доверительных отношений;
Выяснение его психологических и соматических проблем, отношений с близкими, имеющейся предыстории отношений с психологами и/или психиатрами; его жалоб и запросов. Наблюдение и клиническое интервьюирование доверителя.
Информирование о методах предстоящей работы и ожидаемых результатах на основе имеющегося опыта.
Оборудование и методики: кабинет психолога; техники первичного этапа психологического консультирования и психокоррекции; психологическое просвещение.
Время работы 90 минут
2
Второе занятие: Закрепление знакомства; психологическое просвещение, психодиагностика.
Развитие атмосферы доверия между психологом и доверителем (наработка сплоченности при групповом занятии).
Просветительская информация о механизмах и тревожных и тревожно-депрессивных расстройств и связанных с ними проблемах. Психодиагностика тревожности, депрессии, невротической готовности. Объяснение доверителю результатов тестов и наблюдения.
Оборудование и методики: кабинет психолога. Бланки тестов HADS (тревожность, депрессия) и Хесса-Хек (невротическая готовность).
Время работы 60 минут.
3
Третье занятие.
Психологическое и психофизиологическое просвещение. Ознакомление с особенностями питания при тревожно-депрессивных расстройствах. Введение в техники рефлексии и самооценки состояния.
Продолжение просветительско-профилактической работы. Обучение технике оценки собственного эмоционального состояния («Дневник состояний», когнитивно-поведенческий подход).
Конкретные рекомендации по питанию и водному режиму при серотонинэргических нарушениях.
Оборудование: кабинет психолога.
Методики:
«Ведение дневника состояния»;
«Измерение» (самооценка) уровня испытываемых доверителем отрицательных эмоций;
«Работа с психобиотой кишечника» (клетчатка, вода).
«Диета при дефиците серотонина» (еда, богатая триптофаном, если нет противопоказаний из-за приема СИОЗС и ингибиторов МАО).
«Минимальная физическая активность при тревожных нарушениях: 3000-5000-7000 шагов»
Время работы 60 минут.
4
Четвертое занятие.Ознакомление с особенностями сна при тревожно-депрессивных расстройствах. Формирование навыков самоконтроля и самоанализа в условиях выраженного ощущения депрессии и/или тревожности путем снятия нервно-мышечного напряжения.
Выяснение итогов прошедшей недели с учетом «Дневника состояния» и сделанных доверителем самооценок.
Просвещение:
связь тела и психики;
успокоение психики через расслабление физического тела (телесно-ориентированная психотерапия).
Отработка техники Й. Шульца.
Профилактика бессоницы: световой и тепловой режимы, аэрация, тяжелое одеяло и т.д.
Демонстрация примеров успешной безмедикаментозной коррекции тревожности.
Оборудование: кабинет психолога, напольные коврики, аудиосистема.
Методики:
Из занятия №3;
«Техника Шульца»: позы «лежа» и «кучер»;
«Методы безмедикаментозной профилактики бессонницы у людей с тревожным и тревожно-депрессивным расстройством»
Время работы 60 минут.
5
Пятое занятие.
Продолжение усилий по психологическому просвещению доверителя. Продолжение формирования навыков самоконтроля и самоанализа в условиях выраженного ощущения депрессии и/или тревожности использованием дыхательных техник.
Выяснение и разбор итогов прошедшей недели с учетом самооценочного «Дневника состояния».
Рассматриваются и практически изучаются дыхательные техники, направленные как на активацию психических процессов, так и на их ослабление.
Техники отвлечения.
Повторяются техники, изученные ранее.
Проверка полученных навыков путем «перемены мест» доверителя и психолога.
Оборудование: кабинет психолога, напольные коврики, аудиосистема.
Методики:
Из занятий №№ 3 и 4;
«Техника Дж. Брюйера» (пальцы и дыхание).
«Расслабляющие и активирующие дыхательные техники с разной длительностью вдоха/выдоха и задержкой дыхания».
«Техника «Светофор»»
Техника «5-4-3-2-1»
Время работы 60 минут.
6
Шестое занятие.
Продолжение усилий по психологическому просвещению доверителя. Продолжение формирования навыков самоконтроля и самоанализа в условиях выраженного ощущения депрессии и/или тревожности использованием техник когнитивно-поведенческой терапии
Выяснение и разбор итогов прошедшей недели с учетом самооценочного «Дневника состояния».
Исследование ситуативных инцидентов с высоким уровнем тревожности/депрессии.
Психологическое просвещение в части использования методов КПТ в совладании с тревожностью.
Рассматриваются и практически изучаются техники «ритуализации утра»: депривация сна, «Пять тибетских жемчужин».
Повторяются техники, изученные ранее.
Оборудование: кабинет психолога, напольные коврики, аудиосистема.
Методики:
из занятий №№ 3, 4 и 5;
«Техника частичной депривации сна» (быстрый подъем за несколько минут до реального времени).
«Пять тибетских жемчужин»;
«Патологические когниции, их выявление и купирование/замена»
Время работы 60 минут.
7
Седьмое занятие.
Продолжение усилий по психологическому просвещению доверителя. Продолжение формирования навыков самоконтроля и самоанализа в условиях выраженного ощущения депрессии и/или тревожности использованием техник телесно-ориентированной терапии.
Выяснение и разбор итогов прошедшей недели с учетом самооценочного «Дневника состояния».
Исследование ситуативных инцидентов с высоким уровнем тревожности/депрессии.
Обучение доверителя техникам медитативного расслабления.
Практическое занятие по снятию мышечных зажимов от головы до таза по методикам телесно-ориентированной терапии В. Райха.
Оборудование: кабинет психолога, напольные коврики, аудиосистема.
Методики:
из занятий №№ 3, 4, 5 и 6;
«Техника снятия мышечных зажимов их телесно-ориентированной терапии Райха».
«Медитативные техники для отдыха и совладания с бессонницей»
Время работы 60 минут.
8
Восьмое занятие.
Формирование навыков самоконтроля и самоанализа путем использования подходов когнитивно-поведенческой терапии и ознакомление с подходами позитивной психологии.
Выяснение и разбор итогов прошедшей недели с учетом самооценочного «Дневника состояния».
Исследование ситуативных инцидентов с высоким уровнем тревожности/депрессии.
Продолжение ознакомления доверителя с техниками КПТ: оценка возможного ущерба здесь и сейчас «сверху вниз».
Метод экспозиции.
Введение в позитивную психологию.
Задание на дом: выписать на бумаге 100 удовольствий доверителя (независимо от их масштаба).
Оборудование: кабинет психолога, напольные коврики, аудиосистема.
Методики:
из занятий №№ 3, 4, 5, 6 и 7;
«Методика когнитивной оценки опасности текущего состояния»;
«Методика оценки и сравнения рисков»;
«Методика принятия неопределенности, как неотъемлемой части человеческого существования»
«Понятия психологического благополучия в гедонистической и эвдемонистической моделях»;
«Методика описания 100 удовольствий».
Время работы 60 минут.
9
Девятое занятие.
Использование подходов позитивной психологии для целенаправленного улучшения субъективного психологического благополучия.
Выяснение и разбор итогов прошедшей недели с учетом самооценочного «Дневника состояния».
Исследование ситуативных инцидентов с высоким уровнем тревожности/депрессии.
Разбор факторов психологического благополучия применительно к личности доверителя. Размышления на тему повышения самоактуализации, личностного роста, позитивного коммуницирования с социумом.
Оборудование: кабинет психолога.
Методики:
из занятий №№ 3, 4, 5, 6, 7 и 8;
Тест Э. Динера (субъективного психологического благополучия) и/или шестифакторный тест К. Рифф (в зависимости от личности доверителя).
«Дневник мечтаний» из трех разделов, заполняется на занятии (начало), завершается дома.
Время работы 60 минут.
10
Десятое занятие.
Завершение темы «позитивная психология».
Контрольное тестирование на тревожность, депрессию и невротическую готовность. Сравнение результатов. Подведение итогов.
Выдача рекомендаций и задания на «Выпускное эссе».
Выяснение и разбор итогов прошедшей недели с учетом самооценочного «Дневника состояния».
Исследование ситуативных инцидентов с высоким уровнем тревожности/депрессии.
Разбор факторов психологического благополучия применительно к личности доверителя и содержанию его «Дневника мечтаний».
Подведение итогов программы, в том числе, на основе сравнения результатов начального и выпускного тестирования.
Выдача рекомендаций на будущее. Выдача задания на «Выпускное эссе» и объяснение, зачем оно нужно доверителю.
Завершение работы.
Оборудование: кабинет психолога.
Методики:
из занятий №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9;
«Дневник мечтаний»;
«Выпускное эссе» (методика может выдаваться и раньше, а на заключительном занятии эссе разбирают с психологом);
Тесты HADS (тревожность, депрессия) и Хесса-Хек (невротическая готовность).
Время работы 60 минут.
Ниже приводим таблицу с некоторыми результатами применения нашей программы снижения тревожности. В реальности доверителей с тревожным и тревожно-депрессивным расстройством было гораздо больше (около 100 человек), но мы лишь в последнее время пришли к единому виду входного и выходного тестирования доверителей, и поставили в таблицу только тех, кто прошел входное и выходное тестирование по методикам HADS и Хесс-Хек. Если же говорить об обобщающих результатах, то они – для прошедших полный курс консультаций и ответственно выполняющих рекомендации – таковы:
· тревожность почти всегда снижается до нормы или до показателей субклинического расстройства;
· с показателями депрессии (и ее психическими и физиологическими проявлениями) дела обстоят не так хорошо, хотя динамика тоже, как правило, позитивная;
· как видно из таблицы, эффективность не зависит от пола и возраста доверителей, по крайней мере, в тех границах, которые мы апробировали – от 12,5 до 66 лет.
Таблица 1. Результаты работы по программе снижения тревожности
Примечания к Таблице 1:
1. Состояние отягощено алкоголизмом (состояние ею пока контролируемое, без пропуска работы, но 4-5 раз в неделю - бутылка или больше шампанского, «для успокоения нервов») и хроническим заболеванием взрослой дочери. С началом психокоррекции приняла самостоятельное решение прекратить прием алкоголя. На момент написания статьи - в ремиссии. При относительно невысоких значениях по HADS изначально производила впечатления человека, находящегося в тяжелой депрессии.
2. Состояние отягощено обсессивно-компульсивным расстройством (развивалось в течение 5 лет; медикаментозное лечение от психиатра: ципралекс; вынужден сменить высокооплачиваемую работу на низкоквалифицированную). Обращение к психологу по совету психиатра после длительного мало результативного медикаментозного лечения. Дистантная работа весь курс.
3. Врач-терапевт, что сильно облегчило психологическое просвещение. Вообще, с врачами и фармацевтами работать легче.
4. Очень осознанный ребенок, когнитивное развитие весьма высокое. Дополнительно налаживали отношения с родителями, поскольку те, до общения с психологом, не понимали психологических особенностей девочки, из-за чего без необходимости причиняли ей дискомфорт. Высокая роль психологического просвещения и доверителя, и близких. Занимались больше 10 сессий.
5. Проблемы со сном, высокая степень психосоматизации. При отсутствии медицинских оснований - постоянные, крайне неприятные для доверителя, ощущения в мышцах лица и тела. При улучшении психологического состояния эти симптомы ослабевают либо исчезают.
6. Ее выпускное эссе приведено в тексте статьи, см. Пример 1.
7. Выпускное эссе см. Пример 3.
8. Фармацевт. Ей хватило семи занятий. Сэкономили некоторое время на психологическом просвещении.
9. Кроме личностно ориентированной тревожности были и ситуативные основания. Включались элементы помощи из кризисной психологии.
10. Ее выпускное эссе приведено в тексте статьи, см. Пример 2.
11. Обратилась к нам по рекомендации еще одной доверительницы (см. поз. 13, учет. номер 148). Тяжелое тревожно-депрессивное расстройство с психосоматическими проявлениями: дрожь рук и тела, ощущение нехватки воздуха. Невозможность работать в коллективе. Самоизоляция. Неадекватные проблемы с самооценкой (квалификация высокая). Нарушения сна. Медикаментозного лечения не принимала, психиатрии боится. После психокоррекции состояние резко улучшилось: с работой, с общением, с проявлениями психосоматики. Дистантная работа.
12. Дистантная работа. Случай с сочетанием институциального тревожного расстройства и тяжелой жизненной ситуации. Удалось эффективно помочь, но после завершения курса понадобились еще три сессии.
13. Студентка вуза. На фоне тревожно-депрессивного расстройства необоснованный отказ от учебы (страх общения, экзаменов). В итоге удалось улучшить состояние, но был рецидив. Дистантная работа. Рекомендовала нас доверительнице, см. поз 11, учет. номер 164, с которой также удалось добиться заметного улучшения.
14. Выраженное тревожное расстройство. Дистантная работа (неудобство с временнЫм лагом: другой континент).
15. Состояние отягощено лекарственным паркинсонизмом от приема нейролептика. Возможно, из-за этого не удалось заметно понизить показатели по депрессии.
16. Боязнь закрытого пространства, нахождения в транспорте, особенно, подземном. Ее ситуация более подробно описана в тексте статьи.
Напомним, что в таблицу включены только доверители с тревожностью, тревожно-депрессивными расстройствами и невротическими проявлениями, выявленными с помощью методик HADS и Хесс-Хека. Но и в большинстве других случаев психокоррекции у доверителей (исследованных не с помощью указанных, а иных методик) также наблюдались значимые улучшения состояния.
Главный же результат проведенной работы - почти во всех случаях применения Программы удавалось добиваться заметного улучшения психологического состояния доверителей, выражавшегося в значительном снижении показателя тревожности и в снижении показателя невротической готовности. Вопрос связи психологического и соматического состояния доверителей в данной работе напрямую не рассматривался, но из практического опыта выявляется тенденция, что при улучшении психологического состояния соматическое состояние также субъективно улучшается (возможно, из-за улучшения работы серотонинэргической системы, подтормаживающей нежелательные и пугающие физиологические, телесные ощущения).
Впрочем, считаем, что все данные - и по снижению тревожности, и предположения о связи тревожности с нежелательными телесными ощущениями, полученные в представленной работе, - следует считать лишь первичной информацией при апробации Программы, и уточнять будущими, более узконаправленными и состоятельными в количественном отношении, исследованиями.
Тем не менее, по имеющимся начальным результатам уже можно сделать некоторые выводы:
1. Включенные в данную Программу мероприятия, при условии работы доверителя с квалифицированным специалистом, как правило, способны приводить к заметному снижению показателей тревожности и невротической готовностидоверителей и, соответственно, к улучшению их психологического (а часто и физиологического) состояния.
2. Возраст доверителей может варьироваться в значительных пределах без уменьшения эффективности применения Программы. Необходим лишь достаточный когнитивный ресурс для применения методик когнитивно-поведенческой терапии и позитивной психологии.
3. В Программе задействованы только психологические «инструменты» и не предусмотрено использование каких-либо медикаментозных средств воздействия, хотя имелись доверители, проходящие параллельно психофармакологическое лечение у психиатра (см. п. 4 ниже).
4. Практика показала, что Программа эффективна и в случае параллельной психофармакологической поддержки, проводимой врачом-психиатром. Вообще, можно утверждать, что параллельное ведение доверителя тандемом «врач-психиатр + клинический психолог» - весьма эффективный метод в осложненных случаях расстройств.
5. Рассмотренная Программа может быть применена как индивидуально к конкретному доверителю, так и в группе доверителей.
6. При работе с группой доверителей с тревожным (тревожно-депрессивным) расстройством положительным моментом является увеличение количества доверителей, получающих психологическую помощь, и задействование методов, использующих дополнительные возможности групповой психотерапии. Отрицательный момент – уменьшение времени индивидуальной работы с доверителем.
7. При работе с большим количеством потенциально нуждающихся в помощи людей, может проводиться «нулевое» (предварительное) занятие Программы, на котором происходит мониторинг больших групп людей (например, студенты-первокурсники вуза, как мы это сделали в феврале 2022 г. в МосГУ (несколько сот юношей и девушек), или сотрудники какого-либо предприятия). Его содержание набрано из первого и второго занятий Программы: установка доверительных отношений, ознакомление с проблематикой тревожных и тревожно-депрессивных расстройств, психодиагностика по двум (указанным в занятии №2 Программы) методикам. По результатам скрининга будут отбираться доверители с повышенными показателями тревожности и невротической готовности, с которыми уже будет производиться работа в соответствии с расписанием и содержанием Программы.
8. Данная программа может быть использована и в качестве психологической самопомощи тем, у кого в данный момент нет возможности получить ее у квалифицированного специалиста. Этому способствует наличие нашего просветительского канала на Яндекс Дзене (https://zen.yandex.ru/iosifgolman) и общая доступность квалифицированной информации в сети.
9. Все вышесказанное, а также высокая распространенность тревожно-депрессивных и невротических расстройств, позволяет сделать вывод о целесообразности более активной апробации данной Программы, и в случае положительных результатов - ее широкого использования.
Использованные литературные источники:
1. Андреева И.В., Толпыго А.В., Андреев В.А., Гольман И.А., Осипова Н.Н., Привольнев В.В., Стецюк О.У., Соколовская В.В. Психобиотики: новое направление в психофармакологии или действительно ли микробы управляют нашим мозгом? // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия 2022; 24(1): в печати.
2. Дубынин В.А. Курс лекций. Химия мозга от нейромедиаторов до психоделиков [Электронный ресурс]//портал Пикабу.Ру. 2019. – URL: https://pikabu.ru/story/kurs_lektsiy_khimiya_mozga_ot_neyromediatorov_do_psikhodelikov_chitaet_dubyinin_vyacheslav_albertovich_4522189(дата обращения 18.09.2020).
3. Гольман И.А. Два взгляда на один невроз//Человеческий капитал. №6. С.33-58. 2019.
4. Гольман И.А. Влияние тревожности на адаптацию первокурсников колледжа//Материалы II научного форума с международным участием «Экстремальная психология в экстремальном мире». – М., МГППУ, 29-30 октября 2021 г.: в печати.
5. Малкова, Е. Е. Тревожность и развитие личности / Е.Е. Малкова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.-268 с. (17,69 п.л.)
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.
7. Розенова М.И., Киселев С.Н. Позитивная психология в России: проблемы терминологии и целей. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. №1. С. 87-96.
8. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)/ - СПб.: Издательство Речь; 2000.
9. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - No3. - С. 95 - 129.
На сегодня - все.
В оформлении заметки использована картина И.А. Сапункова "Лодки" из коллекции галереи "Арт-Гнездо".
Ниже - полезные статьи и видео с конкретными советами и техниками.
Боремся с тревожностью. Часть 4. Техника Брюера
Тревожно-депрессивное расстройство. Взгляд изнутри
Когнитивная терапия - за 120 сек. :)
Аарон Бек: ученый, психотерапевт и... тест на депрессию.
Тестируем агрессивность наших детей.
Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.