Найти тему
Better call me

«Отель Гранд Будапешт» — что хотел сказать Уэс Андерсон?

Данная картина в своё время собрала множество наград, в том числе целых четыре «Оскара», тем самым попав в список обязательных к просмотру фильмов. И когда у меня наконец дошли до него руки, после просмотра сложилось впечатление, что я не до конца поняла, что именно хотел донести до зрителя режиссёр. Учитывая, что это фильм Уэса Андерсона, я не сомневалась, что фильм не без подтекста, и, покопавшись в интернете, я в этом убедилась. Попробуем разобраться, что именно пытался сказать Уэс Андерсон этим фильмом?

Хотелось бы сразу отметить узнаваемый режиссёрский стиль. Если вы знакомы с фильмами Уэса Андерсона, наверняка сможете узнать их среди прочих. В кадре присутствуют идеальная симметрия, центрирование, сочная цветовая палитра, рукотворность среды, комичность событий и диалогов, практически неизменный актёрский состав — в общем, всё в лучших традициях Андерсона.

Данный фильм принято по праву считать эдаким фильмом-сказкой, меланхоличной комедией, повествующей о мсье Густаве — управляющем отеля, который берёт на работу коридорным совсем ещё юного Зеро. Из них получаются неплохие напарники, поэтому, когда мсье Густаву требуется помощь, он берёт Зеро с собой. Одна из многочисленных возлюбленных мистера Густава умирает, и они отправляются на её похороны, где узнают, что та завещала Густаву дорогостоящую картину, которой сын усопшей Дмитрий делиться не намерен. Мсье Густав и Зеро тайно похищают картину, после чего Густава обвиняют в убийстве бывшей возлюбленной и садят в тюрьму, из которой он вскоре выбирается. В конце главных героев ожидает борьба за эту самую картину и довольно печальное послесловие, так как каждый закончил свой жизненный путь не самым лучшим образом.

-2

Уэс Андерсон вдохновлялся произведениями Стефана Цвейга, чьё имя он упомянул в титрах, а именно его автобиографией «Вчерашний мир», в котором автор рефлексирует по утраченному времени венского общества довоенных лет. Стефан Цвейг восхваляет период с 1924 по 1933 годы, называя его последними безопасным и духовно развитым периодом. «Это время, о котором я всегда буду вспоминать с благодарностью, эти десять лет были для Европы относительно спокойными; но на политическом горизонте появился тот человек, и миру был положен конец», — говорится в «Вчерашнем мире». Не трудно догадаться, о ком именно идёт речь.

Проводя параллель с фильмом, можно заметить сходство идеального мира, описанного Цвейгом, с миром Зубровки — вымышленного государства, где происходят все события. Мсье Густав является живым воплощением Европы довоенного времени: он обаятельный, скрупулёзный, немного нелепый, распутный, но в то же время великий и непревзойдённый консьерж, при котором отель «Гранд Будапешт» достиг своего величия. Скорее всего, таким был мир, разрушенный Второй мировой: немного странным, но с незыблемым представлением о чести и долге. А ещё гуманным в самом широком смысле слова. В противовес мсье Густаву ставится Дмитрий — абсолютно бесчестный, жестокий и расчётливый персонаж. Именно он стал отождествлением новой гитлеровской Европы. После того, как фашисты появляются в отеле, он теряет былое величие и, как следствие, без мсье Густава и вовсе увядает. Этот фильм буквально экранизирует столкновение старого и нового времени, о котором Стефан Цвейг пишет: «Никогда ещё ни одно поколение не претерпевало такого морального падения с такой духовной высоты».

-3

Самым показательным, на мой взгляд, является повторяющееся в обоих временных промежутках столкновение мсье Густава и Зеро в поезде с местной полицией. Если в первом случае полиция их просто досмотрела и, благодаря знакомству мсье Густава с главным офицером, даже помогла, то в их последнюю встречу всё закончилось трагично. Полицейские в форме, уж очень напоминающей фашистскую, не могут оставить в покое юного Зеро, чья выраженная индийская внешность и документы иммигранта служат поводом для угнетения. В результате завязывается потасовка и мсье Густав оказывается убитым, указывая на то, что старая Европа умерла вместе с ним. Здесь стоит обратить внимание на год, в котором умирает мсье Густав: 1939 — расцвет фашизма в Европе.

-4

Также контраст времён хорошо показан через общество, окружавшее мсье Густава и Дмитрия. Если первого всегда окружала сплочённость, дружелюбие, поддержка, отлично показанные через «Общество скрещенных ключей», здорово выручившее мсье Густава и его протеже. В то время, как рядом с Дмитрием всегда находятся такие же, как он — озлобленные, расчётливые и угрюмые люди, собравшиеся вместе только для того, чтобы разделить наследство умершей.

-5

Стоит также обратить внимание на момент кражи «Мальчика с яблоком». Красивая изящная картина эпохи ренессанса была заменена на современное изображение двух обнажённых женщин, которая выглядела, по меньшей мере, очень вульгарно.

Таких параллелей в фильме достаточно, однако главной мыслью, которую хотел донести до нас режиссёр, является то, что несмотря на события, происходящие вокруг, время меняется. Мир меняется, и в конечном итоге нам остаётся лишь переносить наши истории на бумагу, отражая её в книгах, картинах или песнях, которые, возможно, через много лет будут прочитаны или рассказаны кем-то другим. Но для них это будет уже «Вчерашний мир» — всего лишь история прошлого. Режиссёр здорово подаёт нам это в начале фильма, когда девушка подходит к памятнику писателя, держа в руках его книгу «Отель Гранд Будапешт». Как позже выясняется, он писал его со слов того самого Зеро, в чьи владения перешёл отель после смерти мсье Густава. Будучи уже в преклонном возрасте, господин Мустафа (он же Зеро) поведал ему историю, что приключилась с ним и его начальником, которую мы наблюдаем на протяжении большей части фильма. Ближе к концу мы снова возвращаемся к диалогу Мустафы и писателя, а затем и к девушке у памятника. Таким образом, путешествуя из воспоминания в воспоминание, круг замыкается и повествование подходит к логическому завершению.

-6

Если описать фильм в нескольких словах, я бы сказала, что это фильм писателя, влюблённого в свою эпоху. С таким же трепетом, благоговением и обожанием Мустафа описывает мсье Густава, с каким Стефан Цвейг говорит о своей любимой эпохе, которая застала нас лишь на страницах его книги.