Вы гуляли по Тверскому бульвару ранней весной? Это лучшее время – листва не мешает рассматривать архитектуру по обеим сторонам. Тверской бульвар – сосредоточение культурной жизни страны. В этих зданиях родился Герцен, венчался Пушкин, гулял Есенин, жил и работал Склифосовский… Пел Шаляпин, а великая Ермолова подыгрывала ему на рояле.
Я захожу в дом-музей Марии Ермоловой – один из красивейших на бульваре зданий с удивительными розовыми окнами – и мысленно переношусь в 15 ноября 1899 года.
В этот день Федор Шаляпин заглянул сюда на минутку по делу, но остался до глубокой ночи, забыв все свои планы. Мария Ермолова вспоминала: «Мы сели к пианино, я кое-как с трудом подыгрывала, а он пел бесконечно. Я уехала играть, а он все сидел: говорят, спел целого „Фауста“».
Федор Шаляпин и Мария Ермолова – крупнейшие театральные артисты своего времени, непревзойденные и по сей день. Она – первая Народная артистка Республики, он – первый Народный артист. Оба были бесконечно обожаемы зрителями. Шаляпину публика не просто устраивала овации, а буквально выносила из театра на руках. А в честь юбилея творческой деятельности Ермоловой к балкону актрисы пришла целая колонна артистов и почитателей ее мастерства с транспарантами: «Гений правды и вдохновения» и «Слава великой Ермоловой». Эти транспаранты хранятся сегодня в гримуборной дома-музея актрисы.
Исследователи часто сравнивают драматическое искусство М. Ермоловой и Ф. Шаляпина. С её именем связана целая эпоха в истории Малого театра. Актриса была не только продолжательницей театральных традиций М. Щепкина и П. Мочалова, но и основоположницей собственных, «ермоловских». Это гармоническое соединение вдохновения с самодисциплиной, которое так привлекало Ф. Шаляпина, он пронес через всю свою творческую жизнь.
Познакомились великие артисты в 1898 году в Москве. Московская частная опера С. Мамонтова, где служил Шаляпин, давала оперу «Моцарт и Сальери». «Шаляпин хорош в Сальери, но не удивителен», - оставила свое мнение М. Ермолова в письме знакомому. А спустя месяц написала: «Мы с Шаляпиным чуть не подрались, когда он мне доказывал, что музыка „Бориса“ (Годунова – прим.авт.) так велика, что в ней видны даже проселочные дороги!». Однако споры об искусстве лишь сблизили Ермолову и Шаляпина, и со временем она оценила его мастерство.
Сам же Шаляпин в этот период был просто очарован игрой московских драматических актеров. Он стал завсегдатаем Малого театра, бывал у многих из них дома, посещал театральные салоны. Исполнительская школа Малого театра многому научила молодого артиста, помогла создать особенный «шаляпинский» сплав драматического и оперного искусства.
…Захожу в «святая святых» дома Ермоловой - Зеленую гостиную, куда допускались только близкие актрисе люди. Мария Николаевна устраивала здесь по субботам встречи с коллегами по цеху и друзьями. Обсуждали театральные дела, спорили и смеялись, играли на рояле. И сегодня на пюпитре стоят ноты Бетховена в зеленом переплете, которые Ермоловой подарил Шаляпин. За этим роялем он и задержался допоздна 15 ноября 1899 года, исполняя оперные арии…
В экспозиции дома-музея М.Н. Ермоловой выставлены несколько фотопортретов Ф.И.Шаляпина. Один из них с автографом «Дорогому дружищу моему…» висит в кабинете мужа Ермоловой – знаменитого московского адвоката Николая Шубинского, который консультировал артиста в юридических вопросах.
Еще одна фотография Шаляпина украшает одну из колонн Белого зала, который использовался для приемов и балов.
Кстати, в этом зале Валентин Серов писал самый знаменитый портрет М.Н.Ермоловой.
Этот портрет украшает сегодня нишу над парадной лестницей. Спускаясь по ней к выходу, остановлюсь на минуту. Фигура актрисы в элегантном черном платье со шлейфом, кажется, вырастает до недостижимых высот, словно стоит на пьедестале. Подобный монументализм роднит эту картину с портретом Шаляпина кисти Серова.
Величие, артистическая поза и «необыкновенное облагораживающее человека страдание», как писали об этом портрете современники. Так мог изобразить артистическую душу только гениальный портретист Серов…
Анастасия Баранова,
Москва, март 2022