Обстоятельства свадьбы Ивана Николаевича Крамского были из ряда вон выходящими для его времени. Мало кто бы смог поступить, как он, но неординарный поступок помог ему вытянуть свой выигрышный билет.
Как все начиналось
Иван Николаевич Крамской появился на свет 27 мая 1837 года в Новой Сотне, слободе уездного городка Острогожска (Воронежской губернии). Его семья была не знатного рода. Отец трудился писарем. Мать Настасья Ивановна Бреусова происходила из старинного казацкого рода.
Когда отец умер, Ивану было 12 лет. Он был младший из трех братьев. Было еще две сестры, но они рано умерли.
В 13 лет Иван закончил Острогожское уездное училище. Там у него были первые уроки рисования, от которых у него простого мальчишки, кружило голову от восторга. Надо было идти куда-то дальше, но мать решила пусть сын еще годик поучится там. В итоге из училища он вышел в 14 лет.
Через некоторое время мать отвезла мальчика в Воронеж "к лучшему тамошнему иконописцу". Ваня надеялся, что его научат новым техникам, откроют мир новых знаний, но хитрый иконописец использовал мальчика, как бесплатную рабочую силу. Естественно, что жизнь в режиме "принеси-подай" очень быстро надоела юному Крамскому и он уговорил мать забрать его обратно.
С 1853 года Иван стал помощником фотографа Якова Петровича Данилевского. Три года он работал с Яковом Петровичем и вместе с ним объездил половину России, а потом повздорил с фотографом, собрал свои вещи и уехал от него в Петербург.
В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. У двадцатилетнего Ивана был отличный опыт по рисованию, плюс помогали его навыки ретушера, что он приобрел у Данилевского. Довольно скоро художник начал делать успехи и приобрел известность в творческой среде.
В 1859 году Иван Николаевич заглянул в гости к своему приятелю-художнику Попову и встретил там девятнадцатилетнюю Софью Николаевну Прохорову. Крамской сразу проникся чувствами к очаровательной барышне, но никак не выдал своих эмоций. Софья была невенчанной женой Попова.
Положение девушки было весьма двусмысленным, так как ее благоверный имел официальную жену. Через некоторое время легкомысленный Попов бросил Софью Николаевну и жизнь ее оказалась будто на краю обрыва... Репутация была загублена. Знакомые насмехались над ней, окружающие смотрели на несчастную свысока. В таких обстоятельствам жертва обмана могла наложить на себя руки или скатиться дальше вниз по наклонной.
Софью Николаевну спас тайно влюбленный в нее Иван Николаевич. Он предложил ей руку и сердце. В 1863 году пара поженилась.
Чем все завершилось
Брак Софьи Николаевны и Ивана Николаевича оказался удачным.
Она полюбила своего спасителя, а он всю жизнь черпал силы в семье.
Я не очарован и не влюблен, а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души и чувствую себя только способным, если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьезный труд - говорил Крамской
В 1863 году на свет появился их сын Николай (1863—1938). У них рождаются шестеро детей, двое из которых ушли из жизни совсем малютками, а третий ребенок умер в возрасте восьми лет. Смерть детей была сильным ударом для семьи.
Художник увековечил свою жену, создав в 1884 году знаменитое полотно "Неутешное горе". Картина автобиографическая, когда Иван Николаевич писал ее, то пытался пережить страшное и необратимое - смерть младшего сына.
По формату картина получилась, как парадный портрет, но по содержанию наполнено неподдельной скорбью. Убитая горем мать замерла в неподвижной позе; взгляд устремлен перед собою или, скорее, внутрь себя. Не видно тела ребенка, нет людей сочувствующих горю, лишь одна она, наедине со своей болью.
"Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи", - написал Крамской Павлу Третьякову. Известный коллекционер принял картину, но уговорил художника взять за нее деньги.
Софья Николаевна, став супругой Крамского, оказалась«хозяйкой» Артели (Санкт-Петербургская Артель художников) и организатором ее бытового уклада. В одном из писем художника жене можно прочитать следующие строки:
Ты не только не мешаешь мне быть художником и товарищем моих товарищей, но даже как будто сама стала истинным артельщиком
Часто жена служила моделью для портретов. Она была ему музой и верным другом. Именно ей он показывал свои первые работы и спрашивал совета. В семье Крамской отдыхал от наряженной творческой жизни.
Вместе они прожили 24 года.
А потом Ивана Николаевича застала смерть за мольбертом. Как истинного творца. Он рисовал портрет врача Карла Раухфуса и простояв за мольбертом четыре часа, зашатался и упал. Аневризма аорты. Даже врач, находящийся рядом, не мог его спасти. Это случилось в 1887 году. Крамскому было 49 лет.
Молодежь, – говорит П. М. Ковалевский, – пронесла гроб великого мастера на своих руках по собственному побуждению через весь Васильевский остров до кладбища
Художник Репин писал, что не видел сердечнее и трогательнее похорон Крамского. После того, как гроб опустили в могилу, люди пришедшие проводить художника, целый час стояли в тишине.
Софья Николаевна умерла в 1919 году. Увы, о ее дальнейшей жизни после смерти мужа, информации нет. О дочери Софье расскажу в следующей статье.
Благодарю, что дочитали. Если статья понравилась, то буду признательна пальчику вверх. Подписка здесь