Из архива Navygaming, 2013
Продолжение, начало ЗДЕСЬ
Итак продолжаем изучать динамику изменений, происходящих в составе миноносных сил Императорского японского флота накануне Первой мировой. И как мы уже ранее отметили, в 1913 году за счет текущих средств (а не целостной кораблестроительной программы) удалось заказать в Англии два турбинных эсминца 1 класса типа «Уракадзе» ("Уракадзе" и "Кавакадзе"). Эти корабли оказались первыми японскими эсминцами с полностью безугольным отоплением, более того, рассматривался проект с дизельной установкой для крейсерской скорости, но из-за войны от этой идеи отказались. Здесь можно отметить, что японский флот получил только одну такую боевую единицу - эсминец "Кавакадзе" в 1916 году был продан Италии, где назван "Аудаче", а также то, что на миноносцы установили 533-мм ТА.
Для справки (тип "Уракадзе"): водоизмещение полное/нормальное/ стандартное - 1085/907/810 т, размерения: 86,87х8,41х2,9 м; Экипаж 120 человек ; 3 ПТЗА "Браун-Кертисс", три котла Ярроу, мощность 22000 л.с., скорость 30 узлов, запас нефти - 250 т, 1800 миль (15); вооружение: 1-120-мм/40, 4-76-мм/40 и 2х2-533-мм надводных ТА.
Политические и финансовые передряги привели в конечном итоге к тому, что на момент вступления Японии в первую мировую войну ее флот располагал всего четырьмя современными эсминцами (типа "Сакура" и "Умикадзе"), два последних "британца" не успели к началу "праздника". Поддержав беспокойство адмиралов, парламент в сентябре 1914г. выделил средства на постройку 10 эсминцев. Эти корабли - эсминцы 2 класса тип «Каба», практически полностью повторяли своих не очень удачных предшественников типа «Сакура», но зато строились с невероятной быстротой. В среднем время постройки занимало около 7 месяцев, не плохой результат для военного времени! Здесь нельзя не выразить восхищение японской прагматичностью и предприимчивости. японские верфи в оперативном порядке смогли не только построить 10 эсминцев для собственного флота но и еще 12 таких же единиц для французского. А ведь вспомним - еще 30 лет назад именно во Франции Япония закупала миноносцы.
Для справки (тип "Каба"): водоизмещение полное/нормальное/ стандартное - 730/665/595 т, размерения: 82,29х7,32х2,36 м; Экипаж 92 человека ; 3 вертикальные паровые машины, пять котлов Ярроу-Ро го, мощность 9500 л.с., скорость 30 узла, запас угля 90 т, нефти - 135 т, 2400 миль (15); вооружение: 1-120-мм/40, 4-76-мм/40 и 2х2-457-мм надводных ТА.
Дальнейшие заказы шли без прежних затруднений. Программа 1915 года санкционировала строительство четырех эсминцев 1-го класса (тип «Амацукадзе») и девяти 2-го класса (типы «Момо» и «Еноки»). Все они оснащались паротурбинными силовыми установками и имели единый калибр артиллерии.
Эсминцы 1 класса типа "Амацукадзе" ("Амацукадзе", "Исокадзе", "Хамакадзе", "Токитсукадзе") были уже относительно крупными кораблями, имели нормальное водоизмещение 1227 т при почти стометровой длине (99,51 м). Три турбины "Браун-Парсонса" обеспечивали мощность 27000 л.с., что позволило достичь скорости хода в 34 узла. Запас нефти (195 т) и угля (145 т) позволил иметь дальность плавания 4500 миль (15). Вооружение новых эсминцев составили 4-120-мм/40 орудия, два 7,7-мм пулемета и 3х2-457-мм ТА. Эсминцы 2-го класса типа "Момо" и "Еноки" (есть данные, что всего их построили 10) стали первыми японскими эсминцами с трехтрубными ТА, и были практически однотипными.
Для справки (тип "Момо"): водоизмещение полное/нормальное/ стандартное - 1150/835/755 т, размерения: 85,85х7,74х2,36 м; Экипаж 110 человек ; 3 ПТА "Кертисс", четыре котла Канпон-Ро го, мощность 16000 л.с., скорость 31,5 узла, запас угля 92 т, нефти - 212 т, 2400 миль (15); вооружение: 3-120-мм/45, 4-76-мм/40 и 2х3-457-мм надводных ТА.
Участие в мировой войне на стороне Антанты позволило Японии захватить германские колонии в Китае и на островах Тихого океана, причем территориальные приобретения сопровождались минимальными затратами. Вскоре новый морской министр вице-адмирал Томосабуро Като представил свою программу «Флот 8-4», предлагавшую строительство 8 линкоров и 4 линейных крейсеров. Парламент принял ее сокращенный вариант, в соответствии с которым было заложено 2 легких крейсера («Тацута» и «Тенрю»), предназначавшихся на роль лидеров эсминцев, и 2 эскадренных миноносца 1-го класса типа «Таникадзе» ("Таникадзе" и "Кавакадзе"). Новые эсминцы не имели принципиальных отличий от построенных ранее ЭМ типа "Аматсукадзе", разве что имели три 120-мм орудия и 457-мм ТА были заменены на 533-мм.
Но по опыту предвоенных лет японцы не хотели сбавлять темп, да и соседи не сидели сложа руки. В ответ на американскую «Трехлетнюю кораблестроительную программу» японский парламент в июле 1917 года утвердил «Программу строительства флота 8-4», в рамках которой планировалось построить 27 эсминцев. Морской технический департамент (МТД) представил проект 1300-тонного эсминца океанского типа.При его разработке учитывался опыт войны. На указанный момент эсминец обладал мощнейшим артиллерийским (четыре 120-мм орудия) и торпедным (шесть 533- мм аппаратов) вооружением, высокой скоростью хода (39 узлов), значительной дальностью плавания и полностью соответствовал выдвигавшимся флотом требованиям. В целях экономии средств по бюджету 1917 г. заказали всего 2 корабля этого типа («Минекадзе» и «Савакадзе»), но затем строительство серии продолжилось по программам 1918-1920 годов.
По бюджету 1918 года построили пять кораблей ("Окикадзе", "Хакадзе", "Якадзе", "Надакадзе", "Симакадзе"), по бюджету 1919 год а- еще пять ("Акикадзе", "Сиокадзе", "Юкадзе", "Хокадзе", "Ташикадзе"), и завершили в 1920 году тремя единицами ("Нокадзе", "Намикадзе", "Нумакадзе").
Для справки (тип "Камикадзе"): водоизмещение полное/нормальное/ стандартное - 1600/1345/1215 т, размерения: 102,6х8,92х2,9 м; Экипаж 148 человек ; 3 ПТЗА "Парсонс", четыре котла Канпон-Ро го, мощность 38500 л.с., скорость 39 узлов, запас нефти - 315 т, 4000 миль (15) и 900 миль (34); вооружение: 4-120-мм/45, 2-7,7-мм пулемета, 3х2-533-мм ТА., 20 мин.
Но на первой серии в 15 единиц дело не закончилось, после испытаний «Акикадзе» решили несколько переработать проект в сторону улучшения мореходных качеств. Это привело к появлению типа «Камикадзе», которых предполагалось построить 11 единиц, но построили только 9 по программам 1921-922 годов. Новые корабли оказались крупнее и шире предшественников: 1700 т (полное водоизмещение) против 1600, ширина 9,16 м против 8,92 м. Потеряли "Камикадзе" и в скорости - 37,25 узла против 39 у "Миникадзе". Интересно, что первоначально только первые четыре корабля имели наименования, остальные только номера, затем все девять кораблей перешли только на обозначение номерами (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13,15,17), а с 1 августа 1928 года им вновь вернули наименование, причем всей "девятке". Кстати, первоначально "Камикадзе" имел название "Окадзе".
Одновременно со строительством океанских эсминцев 1-го класса велась постройка малых эсминцев 2-го класса. Морской Генеральный штаб мотивировал это решение необходимостью иметь быстроходный корабль для действий в прибрежных водах и эскортирования конвоев. Начиная с 1918 года, ежегодно выделялись средства на несколько кораблей двух практически идентичных серий - программы 1918-1920 гг. – 21 единица типа «Моми», программы 1922- 1923 гг. - 19 единиц типа «Вакатаке» (в связи с подписанием Вашингтонского договора заказ на 5 последних аннулировали).
Эскадренные миноносцы 2-го класса типа "Моми" (не путать с "Момо") строились "тремя частями": по программе 1918 года - 8 единиц серии "Моми", по программе 1919 года - 5 единиц серии "Фудзи", по программе 1920 года - 8 единиц серии "Аси". В литературе можно встретить упоминание, что это были первые японские эсминцы, в которых не сказалось влияние проектов британских фирм, что же возможно. При полном водоизмещении 1150 т и длине 85,34 м (ширина 7,93 м, осадка - 2,44 м) эти корабли развивали скорость 36 узлов. В качестве ГЭУ выступали две ПТЗА системы Парсонса (три котла Канпон Ро го) мощностью 21500 л.с., обеспечивающие дальность плавания 3000 миль (15) при запасе нефти 275 т. Эсминцы были вооружены 3х1-120-мм/45 орудиями, 2х1-7,7-мм пулеметами и 2х2-533-мм ТА. Имелось оборудование для постановки мин.
Эскадренные миноносцы 2-го класса типа "Вакатаке" представляли собой развитие предыдущих эсминцев типа "Моми" и внешне почти не отличались. Кстати, несмотря на планирующиеся 14 единиц в итоге построили всего восемь ("Юри", "Карукая", "Айаме", "Кайдо", "Какитсубата", "Тсутсуя", "Айясай", "Сион"). Эти эсминцы по японской классификации стали последними эсминцами 2-го класса. Интересно, что их тоже постигла участь ЭМ типа "Камикадзе" с "переименованием" -"перенумерацией". Эти эсминцы также вначале получили имена, затем вместо имен им присвоили номера, после чего вновь вернули имена, причем другие. И тогда, в 1928 году, эсминец "Юри" (построенный в 1922 году) стал тем самым "Вакатаке".
В феврале 1922 года Япония, в числе других стран, подписала Вашингтонское соглашение. Договор прекратил строительство новых кораблей, но Японии разрешалось иметь линейный флот общим водоизмещением 60 % от суммарного тоннажа флотов Великобритании или США (соотношение 5:5:3). Большое число заложенных линкоров предстояло пустить на слом. С другой стороны, строительство КР и ЭМ, отнесенных договором к категории «вспомогательных надводных кораблей для боя», не запрещалось, хотя устанавливались ограничения на водоизмещение и калибр орудий. Это обстоятельство послужило толчком к бурному развитию легких сил японского флота.
В марте 1923 г. парламент принял «Программу военного кораблестроения 1923 года», в которую включили 21 эсминец типа «Улучшенный «Камикадзе». В данном проекте была увеличена дальность плавания и введены новые 610-мм торпедные аппараты. Головной «Муцуки» заложили в мае 1924 г., за ним последовало еще одиннадцать (всего 12 единиц). Внешне эти эсминцы были похожи на "Камикадзе", но отличались формой форштевня с волнообразным изгибом. Чехарда с наименованием коснулась и их, только они изначально получили только номера, и лишь с 1 августа 1928 года были "удостоены" персональных названий. Эсминец с номером 19 стал называться "Муцуки".
Для справки (тип "Муцуки"): водоизмещение полное/нормальное/ стандартное - 1825/1445/1315 т, размерения: 100,2х9,16х2,96 м; Экипаж 150 человек ; 2 ПТЗА "Парсонс", четыре котла Канпон-Ро го, мощность 38500 л.с., скорость 37,2 узлов, запас нефти - 420 т, 4000 миль (15) и 900 миль (34); вооружение: 4-120-мм/45, 2-7,7-мм пулемета, 2х3-610-мм ТА, тралы
Важнейшим следствием Вашингтонского договора стало изменение «Политики Имперской обороны», выдвигавшей теперь на роль основного потенциального противника Японии Соединенные Штаты Америки, располагавшие крупнейшими на Тихом океане военно-морскими силами. Морской Генеральный штаб пришел к выводу, что для противодействия им необходимо иметь флот, в котором было бы не менее шестнадцати эскадр эсминцев (в сумме 144 единицы). Однако Вашингтонский договор отводил Японии на этот класс всего 201600 тонн, что ограничивало водоизмещение отдельного корабля 1400-тоннами. Это заставило активизировать работу над проектом эскадренного миноносца «специального типа». Эти корабли были призваны свести на нет численное превосходство американского флота в эсминцах - японцы имели ввиду наличие у США более 200 единиц «гладкопалубного» типа, постройки Первой мировой войны.
Интересно, что первоначальный проект 1924 года предусматривал всего 1900 т водоизмещение, максимальную скорость 42 узла, 2х2-127-мм орудия в башнях, 1-76-мм зенитную пушку и 3х3-610-мм ТА, но полученный при проектировании легкого крейсера "Юбари" опыт позволил по иному подойти к созданию данного корабля.
По словам американского инженера Х.Байватера, ситуация с новым проектом стала повторением прецендента с крейсером "Юбари", когда вооружение корабля оказалось несопоставимо с его размерами.
Эсминцы «специального типа» получили новые 127-мм орудия в закрытых башенноподобных установках и обладали чрезвычайно мощным торпедным вооружением из девяти 610-мм аппаратов. Впервые в японской практике сборка корпусов велась при помощи электросварки, а надстройки изготавливались из алюминиевых сплавов. Воодушевленный боевыми свойствами новых кораблей, флот заказал первую серию (головной «Фубуки») по программе 1923 года, даже не дожидаясь окончательного утверждения проекта в МТД. Заказ на 9 эсминцев типа «Муцуки», несмотря на уже выделенные средства, аннулировали. Далее по программам 1923-1927 гг. строились только корабли «специального типа».
Для справки (тип "Фубуки"): водоизмещение полное/нормальное/ стандартное - 2200/2090/1750 т, размерения: 118,41,2х10,36х3,2 м; Экипаж 197 человек ; 2 ПТА "Канпон", четыре котла Канпон-Ро го, мощность 40000 л.с., скорость 30 узлов, запас нефти - 500 т, 4700 миль (15) и 1100 миль (34); вооружение: 3х2-127-мм/50, 2х1-13-мм автомата, 3х3-610-мм ТА (15 торпед),2 БМБ, 14 ГБ, 18 мин
Вторым международным соглашением, существенно повлиявшим на японскую кораблестроительную политику и внесшим коррективы в линию развития миноносных сил, стал подписанный 22 апреля 1930 года Лондонский морской договор. Он установил цифру 1500 тонн как предел водоизмещения для эскадренных миноносцев (лидерам разрешалось быть на 350 тонн тяжелее, но их количество в составе миноносных сил не должно было превышать 16 %).
Скрепя сердце японцы отказались от строительства «специального типа»., но успели построить их 24 единицы (в общей сложности). Итогом стало включение в «Программу 1931 года по замене вспомогательных кораблей» (или «Первая программа по замене») 12 эсминцев типа «Хацухару», которые в полной мере отражали принцип «максимум вооружения при минимуме водоизмещения», позволяющий продолжить наращивание мощи легких сил флота прежними темпами. Проект корабля со стандартным водоизмещением 1400 тонн разрабатывался под руководством Фудзимото на основе освоенного "Фубуки".
Для справки (тип "Хатцухару"): водоизмещение полное/нормальное/ стандартное - 1802/1680/1490 т; 2 ПТА "Канпон", три котла Канпон-Ро го, мощность 42000 л.с., скорость 36,5 узлов, запас нефти - 500 т, 6000 миль (15) и 1020 миль (34); вооружение: 2х2 и 1х1-127-мм/50, 2х1-13-мм автомата, 3х3-610-мм ТА (с перезарядкой),14 ГБ.
Отметим, что построить все двенадцать единиц японцы не смогли, в строй вели всего шесть, остальные заказы аннулировали. Новые корабли представляли собой усовершенствованный и несколько уменьшенный по величине вариант ЭМ типа "Фубуки". Артиллерия была уменьшена всего на один ствол, количество торпедных аппаратов вообще осталось без изменений. Но даже с таким уменьшением орудий, столь мощное вооружение еще на стадии проектирования вызывало протесты со стороны отдельных представителей МТД, опасавшихся за мореходные качества эсминцев, однако их мнение не приняли в расчет. Флот требовал огневого превосходства любой отдельно взятой единицы над любым кораблем аналогичного класса у противника. В результате почти все японские корабли, построенные в конце 20-х - начале 30-х годов, страдали от излишнего верхнего веса и, как следствие, плохой остойчивости.
Еще острее эти проблемы проявились на новом подклассе, введенном Лондонским соглашением, - 600-тонных миноносцах. Японцы приступили к их постройке в 1931 году, заложив четыре миноносца типа "Томодзуру" («Томодзуру», «Тидори», "Манузуру", "Хатцукари"). В сравнении с "Фубуки" это были совсем "малыши", правда при стандартном водоизмещении 535 тонн (что в три раза было меньше "Фубуки") эти корабли вооружались тремя 127-мм орудиями и четырьмя 610-мм торпедными аппаратами, то есть было снижение водоизмещения вдвое по сравнению с полноценными эсминцами и сопровождалось уменьшением огневой мощи всего на 40 %. Но вскоре морякам пришлось расплачиваться за слишком оптимистичные расчеты проектировщиков.
Во время маневров в районе Сасебо 12 марта 1934 года только что укомплектованный «Томодзуру» перевернулся в штормовом море, унеся жизни шести офицеров и 94 матросов. Вскоре плавающий вверх килем корабль был обнаружен, взят на буксир и отведен в Сасебо, где на следующий день его вернули в нормальное положение и ввели в док. Год спустя произошел так называемый «инцидент с Четвертым флотом», попавшим в тайфун в 250 милях восточнее Мияко.
Интересно, что "Томодзуру" впоследствии ввели в строй и погиб он уже в годы войны под американскими бомбами
Несколько кораблей получили серьезные повреждения, а эсминцам «Хацуюки» и «Югири» оторвало носовые части по мостики. Оба случая расследовались комиссией под председательством адмирала Китисабуро Номура, которая установила, что причиной катастроф стала малая метацентрическая высота, вызванная поднятием центра тяжести (главным образом из-за перегрузки вооружением) и недостаточная продольная прочность. Пришлось практически все корабли проверить на предмет остойчивости и подвергнуть переделкам.
Прежде всего, это коснулось кораблей типа «Хацухару». Они лишились одного торпедного аппарата, было изменено размещение вооружения и перекомпонованы надстройки. Шесть последних эсминцев программы 1931 года перезаказали по новому проекту (тип «Сирацую»), отличавшемуся увеличенным водоизмещением, усиленным корпусом и четырехтрубными торпедными аппаратами. Значительный объем работ провели на миноносцах типа «Томодзуру»: с них убрали башни, заменив их одиночными 120-мм орудиями, наполовину уменьшили торпедное вооружение и переделали надстройки. Серия миноносцев «Отори» (8 единиц) строилась по измененному проекту.
Для справки (тип "Отори"): водоизмещение полное/нормальное/ стандартное - 1040/960/840 т; 2 ПТА "Канпон", два котла Канпон-Ро го, мощность 19000 л.с., скорость 30,5 узлов, запас нефти - 150 т, 4000 миль (14) миль; вооружение: 3х1-120-мм/50, 1х1-40-мм автомат, 1х3-533-мм ТА, ГБ.
«Вторая программа по замене», принятая в 1934 году, предусматривала постройку 12 эсминцев: шесть заказаны по типу «Сирацую», а шесть других позже были перезаказаны по типу «Асасио». На последних усилили артиллерийское вооружение, хотя далось это ценой выхода водоизмещения за лимиты Лондонского договора. Одновременно с реализацией данной программы начались совещания по политике военного кораблестроения в связи с окончанием действия Вашингтонского соглашения. Всего эсминцев типа "Сирацую" было построено 10 единиц (добавили еще 4), и эти корабли, представляющие собой развитие эсминцев типа "Хатцухару" стали первыми эсминцами с четырехтрубными торпедными аппаратами.
Для справки (тип "Сиратцую"): водоизмещение нормальное/ стандартное - 1980/1685 т; 2 ПТЗА "Канпон", три котла Канпон-Ро го, мощность 42000 л.с., скорость 34 узла, запас нефти - 500 т, 6000 миль (15) и 1020 миль (34); вооружение: 2х2 и 1х1-127-мм/50, 2х2-25-мм автомата, 2х4-610-мм ТА (с перезарядкой),16 ГБ.
3 июня 1936 г. было утверждено третье изменение «Политики Имперской обороны». Главной задачей Японии в будущей войне становился захват богатых природными ресурсами районов Юго-Восточной Азии. Основным вероятным противником оставались США, за ними шли СССР, Китай и Великобритания. Голландия, которой принадлежала огромная по размерам и численности населения Индонезия, даже не принималась в расчет ввиду слабости ее вооруженных сил. По оценкам МГШ для достижения поставленных целей Япония должна была располагать флотом из 12 линейных кораблей, 10 авианосцев, 20 крейсеров класса «А» и 8 -ми класса «В», 14 крейсеров-лидеров, 70 подводных лодок и 96 эскадренных миноносцев. Из этих сил формировалась первая линия - Первый и Второй флоты, в каждый из которых входило бы по три эскадры эсминцев (48 единиц на каждый флот). Возраст последних не должен был превышать 16 лет, и более старые предназначались для эскортной службы, охраны прибрежной зоны, отработки боевых задач и подготовки экипажей.
Изменение военной доктрины потребовало пересмотра «Инструкций морского боя». Поскольку противостоять мощи американского линейного флота в открытом бою японцы не могли, основной акцент сделали на нанесение массированного торпедного удара по противнику в темное время суток. Эскадренные миноносцы со времен русско-японской войны готовились именно для таких атак, теперь же они должны были усиливаться тяжелыми крейсерами. На многочисленных учениях и маневрах отрабатывались совместные действия эсминцев и тяжелых крейсеров в ночных условиях, использование прожекторов, осветительных снарядов, тренировка наблюдателей и расчетов огневых средств. Наиболее современные эсминцы типов «Асасио» и «Сирацую» сводились во Второй флот - «Соединение ночного боя» или «Передовое ударное соединение». Основу миноносных сил Первого флота («Главные силы») составляли корабли типа «Фубуки» и «Хацухару». Таким образом, вместо требовавшихся 48 эсминцев современных типов, Первый флот имел 30, а Второй - 20. Подобное положение не могло устраивать флотское руководство. В конце 1936 года было выдано задание на проектирование нового эскадренного миноносца. Япония, пока еще негласно, отказалась от соблюдения условий Лондонского договора, поэтому корабелам удалось в полной мере обобщить весь положительный и отрицательный опыт строительства предыдущих серий.
В результате появился «Кагеро» - как считается, лучший японский эскадренный миноносец классического образца, сочетавший в себе мощное артиллерийское и торпедное вооружение, хорошую мореходность и большую дальность плавания. По принятой в 1937 г. «Третьей программе по замене» заказали 15 единиц данного типа, но это было еще не конец истории.
Надеюсь не утомил? Окончание следует...
P.S. Приношу извинения за мой "французский", вернее - за японский, )))
Статья meivromych из архива Navygaming, №3(3)/2013.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. –2002. – 403 с.; Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.-280 р.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 1 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2000. – 152 с.; Патянин, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879 -1945 гг.) / С.В.Патянин.- СПб: БКМ, 1998. – 112 с.; • Хара, Т. Одиссея самурая. Командир японского эсминца / Т.Хара// Пер.с англ.: И. Бунич. -СПб.: Облик, 1997. – 83 с.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.