Найти в Дзене
Финансист

IPO и SPO, в чём разница?

Оглавление

Если компания впервые выставила свои акции на бирже, часто можно услышать, что компания «вышла на IPO».

👉🏻 IPO (Initial Public Offering) — процедура первичного публичного предложения акций неограниченному кругу инвесторов на организованных торгах владельцами, учредителями компании, а также венчурными фондами. Часто в роли одного из собственников выступает государство.

Если же после IPO совладельцы компании решат дополнительно продать на рынке пакет имеющихся у них акций или его часть, это уже будет называться SPO.

👉🏻 SPO (Secondary Public Offering) — вторичное публичное размещение акций.

Оба процесса направлены на привлечение средств за счёт реализации акций — первичное и вторичное размещение обладают значительными различиями.

Зачем компании выставляют свои акции на бирже?

  • Это позволяет привлекать деньги для своего развития на более выгодных условиях.

Публичные компании оцениваются рейтинговыми агентствами, что часто снижает стоимость заимствований. Кроме того, регулярность отчётов и аудиторских проверок повышает прозрачность компании и, как следствие, увеличивает доверие к ней.

  • Позволяет справедливо оценить стоимость компании, у компании появляется рыночная капитализация.

Эта информация также важна для снижения залоговых требований по кредитам. Кроме того, исходя из котировок компании, менеджмент может судить о эффективности работы в целом, качестве управления и т.д.

  • Повышение имиджа компании и работа над узнаваемостью бренда.

Как правило, это является частью корпоративной политики, когда менеджмент является акционером компании и заинтересован в росте компании, повышении её эффективности и прочих показателей её деятельности.

IPO

Первое в истории IPO произошло в 1602 году, когда голландская Dutch East India Company предложила свои акции и облигации на бирже.

Пока компания не вышла на IPO – она считается частной. Финансируют её деятельность банки-кредиторы и оценить стоимость компании можно лишь в теории, рыночная капитализация у такой компании отсутствует. На определённом этапе развития, компании могут потребоваться дополнительное, большее количество ресурсов и тогда компания принимает решение привлечь капитал частных инвесторов, предложив им акции.

Как происходит выход на IPO?

• Компания подбирает банки, которые отвечают за подготовку к размещению акций. Банки оценивают компанию, её перспективы и подбирают площадки для IPO.

• Далее происходит подготовка необходимых документов, проводятся встречи с СМИ и потенциальными крупными инвесторами.

• Андеррайтинг ценных бумаг.

Банки предоставляют услуги по размещению ценных бумаг эмитента и выступают в роли гаранта продажи ценных бумаг эмитента. Т.е. банки и крупные инвесторы гарантируют определённый объём спроса и предложения на акции. В первое время после IPO банки поддерживают цены на бумаги (период стабилизации).

• Происходит IPO, выход на биржу. В этот момент рядовым инвесторам предлагают приобрести акции компании по определённой цене.

Размещение ценных бумаг происходит в формате «подписки» - банком устанавливается определённый коридор цен, в котором инвесторы оставляют свои заявки на покупку бумаг в определённом количестве по определённой цене. Цель андеррайтера — продать большой пакет акций, а за свои услуги он берёт вознаграждение или деньгами, или ценными бумагами, которые размещает.

SPO

Как мы уже выяснили, SPO – это вторичное публичное размещение акций.

Нередко случается, что на определённом этапе развития компании, собственники принимают решение о продаже дополнительной части акций.

Причины SPO могут быть разными: желание совладельца выйти из актива, получить прибыль, возможно, вложить деньги в другой инвестиционный проект.

В таком случае, количество ценных бумаг в свободном обращении (free float) увеличивается, это приводит к увеличению ликвидности и привлекает интерес крупных инвесторов. При процедуре SPO, в отличие от дополнительной эмиссии акций, общее количество акций в обращении не меняется.

Поскольку увеличивается число акций в свободном обращении – капитализация компании может снизиться. А также минусом может стать тот факт, что в капитал компании могут войти сторонние инвесторы. Поэтому часто крупные совладельцы компании устанавливают период, в который от акций избавляться нельзя (lock-up период).

#дарья_калинина #инвестиции #инвестиции_для_начинающих #обучение_инвестициям #биржа #московская_биржа #финансист #IPO #SPO #допэмиссия