Найти в Дзене
189 подписчиков

Как Парижская опера стала роскошным образцом эпохи Наполеона III

Когда нам предложили утреннюю экскурсию в театр вместо вечернего представления, я лично засомневалась... Но, мои опасения были развенчаны, как только мы подошли к зданию Парижской Оперы (Grand Opera).

Здание театра Grand Opera. Фото из личного архива
Здание театра Grand Opera. Фото из личного архива

Приветствую вас, уважаемые подписчики и дзен-читатели, заглянувшие на мой канал про путешествия 🤗

Приглашаю вас на экскурсию в легендарную парижскую Гранд-Опера, здание которой является выдающимся памятником архитектуры стиля Второго ампира или стиля Наполеона III.

Театр расположен в IX округе Парижа, на правом берегу Сены (где с IV века предпочитала селиться парижская знать), на площади Опера', рядом с одноименной станцией метро.

Что в имени твоем

За всю свою историю, а годом основания театра считается 1669г., театр имел различные названия. Одно из них: "Национальная академия музыки", что хорошо читается на фасаде современного здания театра.

Фасад театра.Фото из личного архива
Фасад театра.Фото из личного архива

Позднее, с 1871 года, театр стали именовать "Grand Opera". Но сейчас, в современной Франции его принято называть Опера Гарнье. Поскольку театр занимает здание Дворца Гарнье (Palais Garnier), носящего фамилию его создателя, архитектора Шарля Гарнье.

В 1860 году тогда еще никому не известный Гарнье получил должность архитектора двух парижских округов. А в 1861 году был объявлен конкурс на новый проект здания Парижской оперы. И 35-летний архитектор, пройдя два тура конкурса, обошёл 171 претендента и выиграл его.

Строительство Оперы длилось 14 лет. Торжественное открытие Гранд Опера состоялось 5 января 1875 года, на которое Шарль Гарнье приглашен не был. Но несмотря на этот казус, он по-прежнему значится главным архитектором здания.

Историческая и архитектурная стилистика

Именно в те годы Барон Жорж Эжен Осман, тогдашний префект Парижа, положил начало обновлению города, заменив узкие улочки сомнительных трущоб современными широкими бульварами.

Площадь Опера". Фото из личного архива
Площадь Опера". Фото из личного архива

За пятьдесят предыдущих лет Париж пережил три восстания, и в случае будущих волнений, бульвары должны были обеспечить быструю переброску войск и открытое пространство для артиллерийского огня.

Опера Гарнье стала настоящим шедевром инженерного искусства и историческим монументом "бесстыдной роскоши Наполеона III".

Роспись потолка театрального фойе. Фото из личного архива
Роспись потолка театрального фойе. Фото из личного архива

Пышность и амбициозность характерны для внутреннего оформления дворца Гарнье.

Внутреннее оформление театра.Фото из личного архива
Внутреннее оформление театра.Фото из личного архива

Для строительства были выделены огромные средства, что позволило использовать в отделке здания уникальные и дорогостоящие материалы.

Мрамор разных цветов в оформлении интерьера.Фото из личного архива
Мрамор разных цветов в оформлении интерьера.Фото из личного архива
Мозаичное оформление напольных покрытий. Фото из личного архива
Мозаичное оформление напольных покрытий. Фото из личного архива

Здесь все призвано создать обстановку богатства и великолепия: почти треть здания занимают фойе, лестница и салоны.

Балконная галерея театра.Фото из личного архива
Балконная галерея театра.Фото из личного архива
Вестибюль парадной лестницы. Фото из личного архива
Вестибюль парадной лестницы. Фото из личного архива

Парадная лестница

Вестибюль главной лестницы выложен мрамором разных цветов. Потолок вестибюля украшен росписью.

Потолочная роспись вестибюля.Фото из личного архива
Потолочная роспись вестибюля.Фото из личного архива
Потолочный декор вестибюля.Фото из личного архива
Потолочный декор вестибюля.Фото из личного архива
Балконы и светильники вестибюля. Фото из личного архива
Балконы и светильники вестибюля. Фото из личного архива

Длина парадной лестницы составляет 30 метров.

Парадная лестница. Фото из личного архива
Парадная лестница. Фото из личного архива

У подножия лестницы установлены две скульптурные группы из бронзы, состоящие из четырех женских фигур со светильниками в руках.

Танцевальное фойе

Изначально это пространство служило местом для репетиций и разогрева танцоров. Но постепенно преобразовалось в эксклюзивную гостиную-салон для состоятельных, знаменитых и власть предержащих. А артистам труппы вход туда стал запрещен.

Танцевальное фойе расположено непосредственно за сценой. Между ними имеются две "перегородки": бархатная и железная. При необходимости они поднимаются, увеличивая глубину сцены на 15 метров, в итоге доводя ее до 50 метров.

Театральное фойе

Большое и пышно оформленное фойе предназначено для променада во время антракта. Из фойе открывается великолепная перспектива на всю парадную лестницу.

Потолочная роспись, декор сводов и стен, светильники театрального фойе. Фото из личного архива
Потолочная роспись, декор сводов и стен, светильники театрального фойе. Фото из личного архива

Многочисленные зеркала и окна еще больше расширяют пространство.

Театральное фойе. Фото из личного архива
Театральное фойе. Фото из личного архива

Потолок фойе расписан музыкальной тематикой, а основным украшением холла является лира.

Роскошные украшения фойе. Фото из личного архива
Роскошные украшения фойе. Фото из личного архива

Она присутствует во всем оформлении, начиная с дверных ручек, и заканчивая арками.

Зрительный зал

Знаменитый красно-золотой театральный зал исполнен в итальянском стиле и имеет форму подковы.

Зрительный зал. Фото из личного архива
Зрительный зал. Фото из личного архива

Кресла в зрительном зале. Фото из личного архива
Кресла в зрительном зале. Фото из личного архива

1900 зрительских кресел отделаны красным бархатом.

Роспись на сценическом занавесе создает эффект задрапированной красной ткани с золотыми лентами и кистями.

Оформление сцены. Фото из личного архива
Оформление сцены. Фото из личного архива
Оформление сцены. Фото из личного архива
Оформление сцены. Фото из личного архива

Зал освещается огромной люстрой из хрусталя весом 8 тонн (!). Она подвешена на фоне расписного плафона.

Люстра зрительного зала. Фото из личного архива
Люстра зрительного зала. Фото из личного архива

Плафон зрительного зала

В 1963 году тогдашний Министр культуры Франции сделал заказ на роспись плафона 77-летнему Марку Шагалу. И получил много нареканий за то, что отдал работу иностранному мастеру с нестандартной техникой письма.

Шагал расписывал холст площадью 220 квадратных метров около года, и потратил примерно 200 кг краски.

Если вы присмотритесь, то обнаружите в росписи пять цветовых пятен. На каждом цветовом фрагменте изображены один-два сюжета из известных театральный постановок. В том числе: Лебединое озеро (желтая зона), Борис Годунов (синяя зона), Ромео и Джульетта (зеленая зона), Жар-птица (красная зона), Кармен (центральный круг), и др.

Роспись плафона. Фото из личного архива
Роспись плафона. Фото из личного архива

Также на росписи Художник изобразил знаменитые постройки Парижа: Триумфальную арку, Эйфелеву башню, Бурбонский дворец и Оперу Гарнье, и добавил свои излюбленные мотивы: ангелов, танцоров, музыкантов, влюбленных и животных.

Роспись плафона. Фото из личного архива
Роспись плафона. Фото из личного архива

Плафон с росписью был прикреплен к потолку на высоте более 21 метра.

И 23 сентября 1964 года 2000 приглашенных гостей увидели шедевр. С тех пор многие приходят сюда только для того, чтобы увидеть роспись Марка Шагала.

Скульптурное оформление

Интерьер вестибюля. Фото из личного архива
Интерьер вестибюля. Фото из личного архива

Почти все именитые французские скульпторы того времени получили заказы для оформления как для внутренних помещений, так и для фасадов Пале Гарнье.

Интерьер театра. Фото из личного архива
Интерьер театра. Фото из личного архива

Самой знаменитой работой считается скульптурная группа "Танец" Ж-Б Карпо на правой стороне фасада. Когда перед собравшимися сняли тканые покровы с каменного хоровода оbnaженныx женщин, по Парижу разнеслись раздраженные возгласы.

Скульптурное оформление фасада. Фото из личного архива
Скульптурное оформление фасада. Фото из личного архива

Известные и знаменитые

Фёдор Шаляпин спел в Гранд-Опера несколько спектаклей "Бориса Годунова" и "Хованщины". В театре также танцевали Анна Павлова и русский танцор и хореограф польского происхождения Вацлав Нижинский. Серж Лифарь, французский артист балета, эмигрировавший в 1923 году из СССР, танцевал в "Русских сезонах" на сцене театра. А Рудольф Нуриев несколько лет руководил балетной труппой Гранд Опера.

Начиная с 1989 года, после ввода второй театральной площадки для Парижской национальной оперы - Оперы Бастилии, в Grand Opera дают только балетные представления. И оба этих театра теперь составляют единое предприятие "Парижская национальная опера".

Вместо заключения

Надеюсь, вам понравился мой рассказ. Пишите в комментариях - какие оригинальные экскурсии удалось посетить вам.

Великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский говорил: "Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать" .

В осовремененной версии я бы добавила "и показывать", и предлагаю вам в дополнение к вышесказанному посмотреть видео про богатство и великолепие Grand Opera, ⬇️

Приятного просмотра!

На сегодня всё, с вами была Ольга, автор канала Trips&Dreams.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно - ставьте лайки и делитесь комментариями. И подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. До новых встреч 🙋🏻‍♀️

Мои публикации (настоящие и будущие) о Франции можно найти в этой подборке