«Да не будет кадеша у сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и платы келева (собаки?) в дом ЯХВЕ» (Второзаконие 23:18-19).
Кедеша и ритуальный секс
Второзаконие 23:18 гласит:
דברים כג: יח לֹא תִהְיֶה קְדֵשָׁה מִבְּנוֹת יִשְׂרָאֵל וְלֹא יִהְיֶה קָדֵשׁי יִשְׂרָאֵל.
Втор 23:18 Да не будет кедеши у дочерей Израилевых и да не будет кадеш у сынов Израилевых.
Многие ученые идентифицируют кедеша и кадеш как лиц, вовлеченных в ритуализированную сексуальную активность, связанную с храмовым поклонением, интерпретация, которая, кажется, подтверждается другими священными писаниями.
Жертвоприношения с Кедешот (множественное число от кадеша) - Книга Осии описывает виды блуда среди израильтян:
Окно ד ד: יד לֹא אֶפְקוֹד עַל בְּנוֹתֵיכֶם כִּי תִזְנֶונָ כַּלּוֹתֵיכֶם כִּי תְנָאַפְנָי כִּי תִזְנֶינָה ְעַל כַּלּוֹתֵיכֶם כִּי תְנָאַפְנָיכֶם כִּי תִזְנֶינָt
Ос 4:14 Я не накажу дочерей их за блуд и невесток их за прелюбодеяние; Ибо сами отворачиваются с зонот (зонА обычная блудница во множественном числе) И приносят жертву с кедешот, И народ неразумный должен споткнуться.
Несмотря на параллелизм между зонот и кедешот, обратите внимание, что мужчины «отворачиваются» с зонот, но приносят жертву с кедешот, подразумевая некий ритуальный контекст.
Кедешим (множественное число мужского рода от слова кадеш) в храме - Книга Царств сообщает о царе Иосии:
מלכים ב כג: ז וַיִּתֹּץ אֶת בָּתֵּי הַקְּדֵשִׁים אֲשֶׁר בְּבֵית יְ־הוָה אֲשֶׁר הַנָּשִׁים אֹרְגוֹת שָׁם בָּתִּים לָאֲשֵׁרָה.
4-я Царств 23:7 Он разрушил дома/комнаты кедешим, которые были в доме ЯХВЕ, на том месте, где женщины ткали покрывала для Ашеры.
Этот текст, кажется, подразумевает, что в храме или рядом было место для мужчин-проституток
Ритуальный секс среди Израиля и его соседей
Некоторые ученые находят свидетельства культовой проституции в культурах соседей Израиля. Например, Сэмюэл Р. Драйвер (1846–1914) пишет во Второзаконии 23:18:
Намек на… обычай, распространенный в ханаанских и финикийских культах, согласно которому лица обоего пола занимались проституцией, служа божеству… Слова «блудница» и «содомит» оба неадекватны: ни в том, ни в другом случае речь не идет об обычной безнравственности, но безнравственность практикуется при поклонении божеству и в непосредственной близости от храма.
Более поздний ученый Ганс Вальтер Вольф (1911–1993) отмечает:
Есть внебиблейские свидетельства сакральной проституции в Сирии и Финикии… В Угарите qdšm (кадашим) засвидетельствованы неоднократно.
Кодекс Хаммурапи также часто цитируется как свидетельство этого учреждения. См., например, закон 181:
Если отец посвящает [свою дочь] божеству как надиту (надА – третье слово для обозначении блудницы в Библии, наряду с кедеша и зонА), кадишту или кулмашиту , но не дает ей приданого…
Термин qadištu (родственный древнееврейскому кедеша) обычно понимается как «храмовая проститутка».
Мужская проституция в Библии
Библейская зонА (ж.) — профессиональная проститутка, узнаваемая потенциальными клиентами (см. Бытие 38:14–16). Библия, однако, никогда не упоминает профессиональную зону (м.р.), который работает для клиентов-женщин, по причинам, о которых нетрудно догадаться. Женщины, не говоря уже о девственницах и девушках, у которых были средства на такие услуги, вряд ли стали бродить по улицам или торчать в храмах. Более того, в обществах, допускавших многоженство, даже женатые мужчины могли вступать в сношения с блудницами, не будучи виновными в прелюбодеянии. Стандарт для женщин был совсем другим (см., например, Лев. 21:9).
Но, как отмечалось выше, во Второзаконии 23:18 действительно упоминается профессиональный кадеш, который, независимо от того, был ли он привязан к святилищу или нет, предлагал свои услуги мужчинам. Параллель с кедеша, которая включает в себя гетеросексуальные отношения, подразумевает, что проблема заключается не в типе секса, а в обстоятельствах, будь то акт (сомнительно) религиозный, коммерческий или беспорядочный. Отсюда можно сделать вывод, что гомосексуальность сам по себе не является предметом беспокойства Второзакония.
«Цена собаки» — стих в контексте
Впечатление, сложившееся до сих пор из Второзакония 23:18, возможно, может быть подтверждено запретом, изложенным в следующем стихе:
דברים כג: יט לֹא תָבִיא אֶתְנַן זוֹנָה וּמְחִיר כֶּלֶב בֵּית יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לְכָל כִּי תוֹעֲבַת יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לְכָל כִּ כִּי תוֹעֲבַת יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לְכָל נֶדֶר כִּי תוֹעֲבַת יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לְכָל נֶדֶר כִּי תוֹעֲבַת יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לְכָל נֶדֶר כִּי תוֹעֲבַת יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לְכָל נֶדֶר כִּי תוֹעֲבַת יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לְכָל נֶדֶר כִּי תוֹעֲבַת יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לְכָל נֶדֶר כִּי תוֹעֲבַת יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לְכָל נֶדֶר כִּי תוֹעֲבַת יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לְכָל נֶדֶר כִּי תוֹעֲבַת יְ־הוָה אֱלֹ всеми
Втор 23:19 Не вноси платы блудницы (зонЫ) и платы пса (келев) в дом ЯХВЕ, Бога твоего, для исполнения какого-либо обета, ибо то и другое отвратительно для ЯХВЕ, Бога твоего.
Средневековые еврейские комментаторы были озадачены законом, запрещавшим приносить в жертву животное только потому, что его владелец заплатил за него псом. Что такого оскорбительного в лучшем друге человека?
Келев (пес) как мужчина-проститутка
Многие, если не большинство, современные ученые не согласны с тем, что келев, который сравнивается с зоной, является мужчиной-проституткой. Таким образом, если зонА — это некультовая версия кедеша, то келев, вероятно, является некультовой версией кадеша , а именно мужчиной-проституткой, предлагающим свои услуги мужчинам. Если это действительно так, то это усиливает уже растущее впечатление о недостаточно всеобъемлющем запрете Второзакония на гомосексуальность. Таким образом, несмотря на то, что Второзаконие настаивает на том, чтобы келев вместе с его жалкой заработной платой был исключен из Храма, Закон все же может быть безразличен к гомосексуальному поведению за пределами наемничества или ритуалов.
Подытоживая Второзаконие
Другими словами, запрещая гомосексуальное поведение мужчин в определенных контекстах, можно увидеть, что Второзаконие признает существование гомосексуализма. Точно так же признание этого явления при ограничении его запрета конкретными случаями предполагает, что Второзаконие не было заинтересовано в запрете любого подобного поведения. Также стоит отметить, что Второзаконие не налагает на кедешим никакого наказания или проклятия.
Что такое Тоэва?
Второзаконие 23:19 имеет одну общую интригующую особенность с двумя священническими стихами в Левите: слово тоэва. Стих 19 заканчивается объявлением заработной платы и сборов как зонах, так и келев мерзостью перед Богом. Но что означает термин тоэва вообще и в книге Второзаконие?
Тоэва во Второзаконии
Существительное Тоэва (в единственном и во множественном числе) встречается во Второзаконии семнадцать раз, восемь из которых составляют часть стереотипной формулы тоэват ЯХВЕ. Категории, которые Второзаконие определяет для тэвы (תועבה), тоэвот и тоават Ашем, включают:
- Идолопоклоннические обряды (12:31);
- Принесение в жертву больных животных (17:1);
- Переодевание одежды (22:5);
- Всякий, кто поступает нечестно (25:16);
- Резные или литые изображения (27:15).
Хотя трудно определить последовательную тему, в центре внимания, кажется, идолопоклонство, святотатство и мошенничество.
Таким образом, мужская ритуальная проституция является тоэва – то есть неким подражанием иноземным ритуальным обрядам, а также, что-то нечестное и лицемерное, и именно поэтому должно быть запрещено.
Смысл запрета не в самом гомосексуализме, а в том, что подобные обряды могут служить чужим божествам или осквернять ЯХВЕ.