Мы знаем Константина Коровина (1861-1939) как талантливого русского живописца, первого в русском искусстве художника-импрессиониста. Кстати, недавно писала о посещении его выставки из частных коллекций в Петербурге. Кто-то знает его и как театрального оформителя. Но вот что художник такого масштаба может и писать не только на полотне, но и ручкой – как литератор – знают немногие. Перед нами разнопланово одарённая личность.
Несколько интересных фактов из его биографии
- Дед художника – купец первой гильдии, старообрядец.
- Отец получил университетское образование, мать – тоже образованная женщина, давала Косте первые уроки рисования. Кстати, его брат – Сергей Коровин - тоже стал художником.
- Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А. Саврасов, В. Поленов.
- Благодаря Поленову познакомился с меценатом Саввой Морозовым и в 1884 году вошёл в его Абрамцевский кружок. Здесь он и стал постигать искусство театрального декоратора: оформил декорации к «Снегурочке», к операм «Аида», «Кармен». С этого момента – Коровин прославится и будет приглашаться другими театрами для оформления спектаклей.
- Художника вдохновили импрессионисты, в 1892 г. он уехал во Францию, изучал современное французское искусство. Парижем будет очарован навсегда.
- Вернувшись в Россию, едет в новое путешествие по русскому Северу вместе с В. Серовым.
- Для Всемирной выставки в Париже в 1900 году оформил Кустарный отдел Русского павильона. Вместе с помощником он создал 30 панно с изображениями Сибири, Средней Азии и Крайнего Севера.
- Очень любил Коровин и Крым, у него была дача в Гурзуфе.
- А самое любимое место в России – это Охотино в Ярославской области. Там художник черпал вдохновение, создавал свои лиричные пейзажи, запросто общался с народом. Вообще был неприхотлив в быту: его радовали простые русские угощения (солёные грузди, квас, солонина, запечённая утка). Он был ещё и страстным охотником.
- Чувствовал душу зверей и любил Божью тварь (в его доме какое-то время жили лис, белка, баран, ёж, заяц). Он очень умилительно и занимательно описывает их повадки в своих книгах. Но главная любовь – породистый пёс Феб. О нём скоро напишу.
- У него была сложно устроенная личная жизнь. Не понимавшую его масштаба и вообще занятий жену он не мог оставить, хотя их давно ничего не связывало. Кроме вины перед ней и единственного сына. Сын, вечная боль художника, страдал депрессией и после смерти художника покончил с собой.
- После революции Коровин понял, что его горячо любимый уклад жизни, старая Москва ушли в прошлое. Хотя он и был признан и избирался во всякие комитеты, равновесия в душе не находил. Наконец разрешение на лечение жены и проведение персональной выставки было получено. В 1922 г. художник с семьёй эмигрировал. В СССР больше не вернулся. Последние 16 лет жизни он провел в Париже.
- А дальше – сплошные несчастья. Картины его при перевозке пропали. Надо было много работать, чтобы содержать больных жену и сына. Картины его уже не так ценились – прошла мода на импрессионистов.
И Коровин начал зарабатывать тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К семидесяти годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы. Никто не мог предполагать, что в художнике откроется дар писателя. Даже его друг Фёдор Шаляпин изумлялся:
«Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?»
Не было бы счастья, да несчастье помогло – говорит русская пословица. Так родился писатель Коровин. Рекомендую его книги "Моя жизнь" и "То было давно". О чём его рассказы? Как он пишет?
Пишет живописно, широкими мазками, но и с такими деталями, которые запоминаются надолго. А ещё - с большим добрым юмором.
Прекрасны охотничьи рассказы о жизни на природе, встречах с крестьянами, о своих городских гостях. Мне запомнился рассказ извозчика о своей дочери (единственный по-настоящему страшный). По-доброму и с уважением пишет Коровин о слугах (чеченце, который уехал из сытой Москвы, потому что не мог жить без гор, и помощнике, который готовил художнику краски, его основательных умозаключениях). О животных, вот отрывок из рассказа «Белка»:
«Когда я лег спать, белка от меня не отходила. Я ей сделал гнездо; взял корзинку, наложил сосновых веток и сена, но она не желала быть в корзинке. Она спала со мной. Когда я ее хотел тихонько покрыть маленькой подушкой, она во все глаза смотрела на меня, и сделать это было невозможно. Она с быстротой молнии отскакивала в сторону. Оказалось, что это игра. Я увидел, что это ей нравится: она нарочно садилась мне на грудь и делала вид, что не смотрит. Накрыть ее подушкой было невозможно. Я видел, как это ее веселит. Я ее сажал на руку, хотел как бы прихлопнуть другой рукой: невозможно, она уже была у меня на голове. Разыгралась. Но когда я ей говорил: "Ну, довольно играть, спать, умри", белка засыпала у меня на плече.
Я боялся ее во сне задавить, но, оказалось, что я напрасно беспокоился, так как она отлично со мной спала. А утром она выбегала в окно в огромный бор до вечера. Какая странность, удивлялся я, зачем же она возвращается. Как это странно и как удивляло меня и удивляет сейчас. Она привязалась к человеку какими-то неведомыми законами любви».
Такие рассказы будут интересны и детям, хорошо, если ребёнку прочитают какие-то рассказы, фрагменты. Язык замечательный и простой одновременно.
С большой любовью и лаской относится автор к встреченным людям, никого не осуждая, а скорее удивляясь причудливости русской жизни.
И рефреном идут такие слова:
«Жизнь прошла, пролетела... И мелькают в душе воспоминания. Незначительные, простые, но милые. Впечатления прошедшей жизни. Там, в России, они казались окружающими пустяками. Но почему-то память о них радует, радует так светло...»
« … Бегут воспоминания. В их тайне есть неразгаданное волнение. И печально и глухо спрашивает душа – зачем, зачем так было?»
«Была такая светлая сказка, была такая простая жизнь… Да, была… Речка-то ещё есть. А чудаки мои приятели ушли в вечность…»
Художник и писатель Серебряного века К. Коровин подарил нам такую светлую сказку. И в своих полотнах, и в рассказах ему дано было прославлять горячо любимую им Родину, её смиренную природу. Прославлять и весь тварный мир, и южные красоты, и северные дали. И удивительную народную душу, и русских людей.