Обычно коммунальные постройки у людей ассоциируются с безликостью, серостью и примитивностью. Но так было не всегда. В дореволюционное время многие коммунальные объекты можно было смело относить к произведениям архитектурного искусства.
Например, Крестовские водонапорные башни — детище архитектора Максима Геппенера, стиль которого в «Мосводоканале» прозвали «краснокирпичным пером» (рис. 1). Зодчий использовал в своих проектах элементы модного тогда псевдорусского стиля и готические мотивы. Его эклектичные сооружения из кирпича были одновременно похожи на средневековые замки и древнерусские терема.
Крестовские башни были построены в рамках реконструкции Мытищинско-Московского (Екатерининского) водопровода в 1892 году. Сооружение в стиле краснокирпичной эклектики стояло в самом начале Ярославского шоссе (рис. 2) и почти сразу заслужило звание самого роскошного коммунального строения Москвы.
Спонсировал проект Геппенера лично городской голова, купец 1-й гильдии Николай Александрович Алексеев.
Башни представляли собой цилиндрические семиэтажные сооружения, диаметром 20 м и высотой 40 м. На верхнем, седьмом, этаже находились металлические резервуары ёмкостью 1850м3. На шестом — конторы, архив, мастерские других технические помещения. А с первого по пятый этажи занимали жилые квартиры служащих. Башни соединялись между собой ажурным мостиком с коваными ограждениями (рис. 3). А снаружи строение било облицовано тарусским мрамором.
Крестовские башни быстро стали местной достопримечательностью и символом входа в Москву со стороны Ярославля (рис. 4). Приезжих в Москву встречал образ святого Георгия Победоносца, стоявший на ажурном мостике. А уходящих из столицы провожала икона Божией Матери «Живоносный источник».
Вода подавалась в башни от Алексеевской насосной станции, а оттуда к потребителям поступала по самотёчному коллектору, обеспечивая стабильный напор в часы максимального водоразбора.
С 1896 года в одной из башен располагался Музей московского городского хозяйства — предшественник современного Музея Москвы (рис. 5, 6). В 1925 году экспозицию перевели в Сухареву башню и переименовали заведение в Московский коммунальный музей.
В 1930-х годах Ярославское шоссе начали расширять в сторону Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки, а Сухарева и Крестовские водонапорные башни «мешали» этому масштабному процессу. К тому же после пуска Восточной водопроводной станции в 1937 году напор в водопроводных сетях вырос, и потребность в Крестовских башнях отпала.⠀
В 1934 году группа деятелей культуры в составе Щусева, Эфрона Жолтовского и др. лично ходатайствовала перед Сталиным о том, чтобы сохранить башни. Но ответ «вождя народов» был беспрекословным: «Решение о разрушении башни было принято в своё время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достойные образцы архитектурного творчества...».
Крестовские водонапорные башни постигла печальная участь. Их вместе с Сухаревой башней (о которой мы расскажем в ближайшее время) снесли в 1939 году (рис. 7, 8). С башен демонтировали крыши и металлические баки, в стены заложили взрывчатку и взорвали.
Но если бы башни остались стоять на своём месте, то Ярославский проспект сегодня мог выглядеть примерно, как на фото 9.
Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
Наше приложение AR.mos, воссоздающее объекты в виде AR-моделей, дает возможность получить представление о внешнем виде многих утраченных архитектурных памятников Москвы.
Скачать приложение AR.mos на свой смартфон вы можете на официальном сайте проекта: https://ar.moscow/ или в Play Маркет / App Store.
#armos #архитектурагорода #москва #история #коммунальноехозяйство #крестовскиебашни #водопровод