Для тех, кому не один раз пришлось посетить сервисный центр в надежде отремонтировать навсегда вечно ломающуюся вещь или обивать пороги продавца с целью получить назад свои кровные, уплаченные за некачественный товар, будет полезна следующая информация.
Для того, чтобы гарантировать права потребителя и их соблюдение продавцами, изготовителями, импортерами и уполномоченными ими лицами законодатель предусмотрел несколько инструментов, побуждающих продавцов неукоснительно соблюдать права потребителя. Коротко они звучат так: неустойка, штраф и компенсация морального вреда (Это ст. 13, 15, 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Рассмотрим их подробнее.
Неустойка.
В случае нарушения сроков ремонта, возврата денежных средств, предоставления подменного товара, а также выполнения требований, предусмотренных ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», закон возлагает на продавца обязанность уплатить покупателю неустойку в размере 1 % от стоимости товара за каждый день просрочки. (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Законом предусмотрено, что неустойка уплачивается добровольно продавцом (изготовителем, импортёром, уполномоченными лицами - в зависимости от того, кто допустил нарушение, за которое установлено неустойка) ч. 5 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Однако по факту получить неустойку от нарушителя прав удается, только взыскав её в судебном порядке.
Помимо этого, на пути потребителя к получению неустойки встаёт ст. 333 Гражданского кодекса РФ «Уменьшение неустойки», согласно которой, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Правда применение этой статьи по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым неустойку следует считать несоразмерной. (Абз. 2 п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17).
На практике обычно в случае заявления ответчика суды уменьшают сумму неустойки до стоимости товара. Известны случаи уменьшения неустойки до суммы ниже стоимости товара.
Так как возврату денег должна предшествовать проверка товара, на которую продавец имеет право в соответствии с п. 5 ст 18 Закона «О защите прав потребителей», непредставление покупателем товара для проверки качества может повлечь отказ во взыскании в его пользу неустойки и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.
У продавца есть 10 дней на удовлетворение требований потребителя (ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей). По их истечении в случае не выполнения требований потребителя начинает начисляться законная неустойка в размере 1% от цены товара.
Чтобы включить этот «счетчик» обращайтесь к продавцу с письменными требованиями, изложенными в претензии. Зафиксируйте факт получения продавцом претензии. Это можно сделать, поставив соответствующую отметку о принятии на копии претензии, если вручаете продавцу лично либо направить по почте и сохранить документы об отправке .
Штраф.
Полностью этот вид ответственности за нарушение прав потребителя называется штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Он взыскивается в довесок к неустойке и составляет пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Взыскивается судом. Добровольная уплата штрафа законом не предусмотрена. Суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Компенсация морального вреда.
Моральный вред - это нравственные и физические страдания (ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
Как правило, лицо должно доказать то, что оно претерпело такие страдания, например, предоставить справку из больницы, заключения врачей, зафиксировавших обострение заболеваний соматического характера ( возникших «на нервной почве»), показания свидетелей, видевших проявления сильных душевных волнений (слезы, рыдания итп), чеки от успокоительных лекарств. Вариантов много. Однако с компенсацией морального вреда по делам о о защите прав потребителей всё не так сложно.
Сам по себе факт нарушения прав потребителя презюмирует обязанность ответчика компенсировать моральный вред (абз. 15 п.2 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанных с реализацией товаров и услуг, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 октября 2018 г).
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. (Ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Теперь вы знаете инструменты защиты прав потребителя и сможете ими пользоваться.
Может быть интересно:
ДТП на СТО: кто возместит ущерб?
Вернуть деньги за отмененный тур: как это бывает.
Производитель продал гаджеты и отключил поддержку их программного обеспечения: вернут ли деньги?
Спасибо за внимание. Если моя статья показалась вам полезной, ставьте лайк 👍.
Не забывайте подписываться на канал. Подписка на канал позволит не пропустить новые полезные публикации.
Если понравилось творчество дизайнера, с вас лайк (если ещё не ставили). Можно даже поощрить.
#защита прав потребителей #снижение неустойки #неустойка
#взыскание неустойки #штраф #компенсация морального вреда